Что такое заикание в логопедии: понятие, хрестоматия
Работаем в центре и онлайн по всему миру. Встреча с логопедом по предварительной записи, просьба оставлять заявку на сайте.
Центр лечения заикания «Арлилия» Центр лечения заикания
Записаться На консультацию
Заказать звонок
г. Москва, Осташковская 9, корп. 5, офис 5 Пн-Пт с 10:00 до 18:00 по Московскому времени
Что такое заикание в логопедии?

Что такое заикание в логопедии?

Дата публикации: 16.01.2025

Заикание – это нарушение темпа и ритма речи, характеризующееся затруднением произнесения отдельных звуков, слогов или слов. В силу спазмов, запинок или ступоров между словами могут появляться неестественные паузы, которые мешают общению. Затрудненное общение не может оставить человека равнодушным, поэтому во время речи он постоянно испытывает состояние эмоциональной напряженности, тревоги, страха. Чтобы скрыть свое заикание («желание скрыть дефект» - это одна из основ «триады» заикания) человеку приходится использовать «приспособительные уловки». Эти три главных механизма (речевые «неплавности», «желание скрыть дефект» и состояние эмоциональной напряженности, связанное с актом речи) приводят к стойким нарушениям. Помочь справиться с ними готовы детские логопеды в Нижнем Новгороде. Первопричиной является несогласованная работа речедвигательных и речеслуховых центров, но с течением времени к акту речи подключаются эмоции и задействуются подкорковые структуры.

Невротическое заикание, которое в медицине чаще называют логоневрозом, и неврозоподобное ( с органической основой) бывает разной степени выраженности и разной формы. Но каким бы заикание не было, оно поддается терапии и справиться с ним можно без лекарств. Наиболее эффективной в настоящий момент является методика профессора Л. З. Арутюнян(Андроновой), при которой проводится воздействие не только на речь, но стабилизируется и психологическое состояние пациента.

Что такое заикание в логопедии

Заикание с точки зрения автора методики Л.З. Арутюнян

С точки зрения Л.З. Арутюнян(Андроновой) заикание - это устойчивое патологическое состояние (УПС), которое склонно к самоподдержанию и самовосстановлению. Этот процесс запускается в детстве, а затем если не получилось остановить его сразу, он закрепляется, формируя стойкие нейронные связи. В результате у пациента со стажем отмечаются не только речевые судороги, но появляется «рефлекс тревоги», связанный с речью.

Этот процесс происходит постепенно, но он неизбежен, т.к. акт вербальной коммуникации всегда подкрепляется у заикающегося отрицательными эмоциями. В результате появляется прочная связь, «замкнутый круг», в котором речь и эмоции тесно связаны и разорвать эту связь без специальной работы уже невозможно.

Из-за эмоциональной составляющей (тревоги, страха), возникающей еще до того, как человек начал говорить, уже в ожидании вопроса у него наблюдается негативная (напряженная) мимика и спазм мышц гортани.

Во время наших занятий мы обучаем «рефлексу спокойствия» в момент речи в противовес «рефлексу тревоги» заикающегося.

Лечение заикания проводится несколькими специалистами: логопедом, психологом (психотерапевтом) и специалистом по эффективному общению, ведь именно живому, но при этом спокойному общению придется научиться в период терапии. Далее нужно многократно закрепить результат. Таким образом, мы разрушим УПС и сформируем новое устойчивое состояние нормальной плавной речи.

Сколько лечат заикание?

Чтобы полностью избавиться от УПС (устойчивого патологического состояния), вместо него потребуется сформировать и закрепить новое устойчивое состояние плавной речи. Обычно на это уходит не менее 1 года ( а чаще от 1,5 до 2-х лет). За это время, несмотря на то, что речь уже звучит плавно, наши ученики продолжают выполнять функциональные тренировки в реальной жизни, сдают «речевые экзамены» в центре.

Около полугода уходит на формирование нормальной речи без приспособительных уловок, навязчивых мыслей и тревоги. Сначала это речь, связанная с движением пальцев ведущей руки, далее опора в виде руки убирается. Поскольку в центр обращаются люди с разной степенью тяжести заикания, а также разными психологическими особенностями, то мы должны учитывать это и судить о результате, как о положительном, если есть постоянная динамика.

Автор:

Лилия Зиновьевна Арутюнян(Андронова)

(автор методики, профессор, научный руководитель и консультант Центра «Арлилия»)



Возможно эти материалы вам помогут

Возврат к списку


Комментировать
Запишитесь на консультацию
и мы ответим на все интересующие Вас вопросы

Записаться на консультацию