Методика лечения заикания - автор Л.З. Арутюнян
Имя Лилии Зиновьевны Арутюнян (Андроновой) хорошо известно всем, кто так или иначе сталкивался с проблемой заикания: логопедам, педагогам, психологам, врачам - неврологам и психиатрам, а также людям, страдающим этим расстройством речи и их близким.
Сегодня Лилию Зиновьевну заслуженно называют легендой российской логопедии, ведь всю свою профессиональную жизнь, а это более 60 лет беспрерывной научно-исследовательской и практической деятельности, она посвятила изучению проблемы заикания и помощи заикающимся людям.
Результатом ее труда стала комплексная методика «Устойчивой нормализации речи заикающихся», которая продолжает совершенствоваться и развиваться в нашем речевом центре, названном в честь Лилии Зиновьевны Арутюнян - «АРЛИЛИЯ».
Название методики говорит само за себя, ведь ее целью являются долгосрочные результаты, а не временное улучшение речи или «кабинетная речь».
Наше понимание заикания
Заикание является одним из самых распространенных речевых расстройств, признаки которого обычно заметны даже человеку без специальных знаний. Заикание бывает разной степени тяжести. Иногда оно проявляется настолько сильно, что лишает человека даже возможности произнести свое имя. В других случаях человек может говорить, но не в состоянии полноценно общаться, в полной мере выражать свои мысли, и, как следствие, часто не может выбрать профессию по душе, устроить свою личную жизнь, чувствовать себя счастливым. Даже внешне легкие запинки, которые выглядят для окружающих вполне безобидно, могут вызывать глубокие переживания, заставлять жить с ощущением бесконечного дискомфорта, состояния эмоциональной напряженности. Вот почему сегодня ни у кого не вызывает сомнений мысль о том, что от этого расстройства речи важно избавиться безвозвратно и желательно в детстве.
Создать такую методику было бы невозможно без богатейшего опыта наблюдения и поисков путей практической помощи заикающимся, которым обладала Лилия Зиновьевна Арутюнян в течение своей более, чем полувековой практики. Этот опыт помог ей также как ученому - исследователю систематизировать симптомы заикания и выявить причинно-следственные связи между ними.
Среди всех симптомов Лилия Зиновьевне удалось выделить, так называемую, «триаду заикания» (или, по-другому, «корни заикания»), которая составляет основу всех остальных многочисленных симптомов. Чтобы все «древо заикания» рухнуло, «корни» должны быть разрушены.
В «триаду заикания» входят такие симптомы, как:
- спазматические задержки - запинки, спазмы или ступоры в одном из отделов речевого аппарата (артикуляционные, дыхательные или вокальные, а чаще в комплексе), которые воспринимаются заикающимися как чисто физическое препятствие при произнесении слов или фраз, а поэтому приводят к общему напряжению, скованности тела (так называемой, «мышечной броне»), свойственной многим заикающимся, особенно взрослым;
- ощущение волнения и тревоги во время речи, связанное с самой необходимостью говорить, которое впоследствии превращается в «рефлекс тревоги» (человек уже не может сам управлять своими эмоциями, своим состоянием);
- естественное желание скрыть свое несовершенство, свой дефект - для этого человек с заиканием начинает упрощать высказывания, заменять или переставлять местами «трудные» слова, откладывать или полностью избегать общения, ведь ему кажется, что таким образом он умело прячет свое заикание. Однако улучшая внешнюю картину речи, он, сам того не осознавая, уводит проблему вглубь психики.
Необходимость говорить порождает страх, а страх усугубляет проявления заикания. Возникает «замкнутый круг», из которого заикающийся человек уже не в состоянии выбраться самостоятельно.
Негативный опыт жизни с заиканием (опыт постоянного волнения, постоянного ожидания «краха речи» в самый неподходящий момент) становится заученной манерой поведения (устойчивое патологическое состояние – УПС - согласно учению акад.Н.П. Бехтеревой). УПС включает в себя многочисленные симптомы заикания (вербальные и невербальные).
Как методика помогает преодолеть заикание
Лечение по методике Л.З. Арутюнян направлено на то, чтобы взамен устойчивого патологического состояния заикливой речи сформировать не менее устойчивую привычку говорить плавно, а взамен «рефлекса тревоги» сформировать «рефлекс спокойствия», связанного с речью.
Ноу-хау методики — это особый способ преодоления спазматических задержек, основанный на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. «Обученная рука» специальным образом поддерживает новый стереотип не только речи, но и речевого поведения. Он закрепляется в реальных жизненных ситуациях в ходе функциональных тренировок и в дальнейшем действует на уровне подсознания..
Сама по себе «речевая работа» по методике не является чисто логопедическим действом. Она предполагает необходимость раскрыться, логика и последовательность заданий выстроены от простого к сложному таким образом, чтоб каждый смог с ними справиться. Все это в комплексе само по себе способствует положительным личностным изменениям: меняет образ мышления и убеждения бывшего заикающегося (например, такое распространенное убеждение, как «Справиться с заиканием невозможно»), помогает преодолеть тревогу, страх, самые разнообразные комплексы, которые распространяются не только на речь, а нередко становятся стилем жизни и т.п.
Таким образом, «триада заикания» разрушается, а раз нет основы, то постепенно исчезают и все остальные симптомы.
Методика эффективна для детей и взрослых независимо от этиологии, степени тяжести и формы заикания.
Методика запатентована.
Как организована работа в центре
Под научным руководством автора методики в Речевом центре «Арлилия» работают профессионалы высокой квалификации, прошедшие обучение у автора методики и имеющие свой значительный практический опыт. Это логопеды и психотерапевт (специалист по телесно-ориентированной психотерапии).
Наша работа начинается с первичной консультации, на которой вы узнаете об организации работы по преодолению заикания, о том, что именно необходимо сделать для достижения устойчивых отдаленных результатов.
Специалисты дадут вам не только общие, но и индивидуальные рекомендации в зависимости от возраста будущего ученика, «стажа» его заикания и других индивидуальных особенностей.
Лечение осуществляется по одной из разработанных программ, с подробным описанием которых вы можете ознакомиться на нашем сайте:
- Лечение заикания у детей от 2 лет «Скорая помощь»
- Лечение заикания у дошкольников 5-7 лет
- Лечение заикания у младших школьников 7-10 лет
- Лечение заикания у взрослых и подростков от 14-15 лет
- Программа психотелесного развития
- Профилактика заикания
Чтобы записаться на консультацию, пожалуйста, заполните нашу анкету, и мы сами свяжемся с вами в течение 1-2 рабочих дней!!!