Статья к юбилею Л.З. Арутюнян, история становления методики
Вы находитесь: admin@arlilia.ru
Ваш город Москва?
Работаем в центре и онлайн. Встреча с логопедом по предварительной записи, просьба оставлять заявку на сайте.
Центр лечения заикания «Арлилия» Центр лечения заикания

Информация о консультации:

+7 (926) 220-73-73

Пн-Пт с 10:00 до 18:00
по Московскому времени

г. Москва, Осташковская 9, корп. 5, офис 5

Записаться На консультацию
Заказать звонок
г. Москва, Осташковская 9, корп. 5, офис 5 Пн-Пт с 10:00 до 18:00 по Московскому времени
Статья к юбилею Л.З. Арутюнян (Андроновой)

Статья к юбилею Л.З. Арутюнян (Андроновой)

«Я пишу эти слова затем, чтобы зажечь яркую звезду надежды в сердце каждого заики, сказать, что его страдания не только облегчаются, но и совершенно излечиваются»

(Г.Д. Неткачев, 1913 г.)

Эти слова замечательного русского врача-психотерапевта начала 19 века Г..Д. Неткачева Л.З.—  Арутюнян (Андронова) взяла эпиграфом к своей книге «Как лечить заикание», а на титульном листе книги написала о нем: «Он глубоко чувствовал страдания заикающихся и твердо верил в возможность их полного исцеления».


Эти слова как нельзя лучше характеризуют отношение самой Л.З. Арутюнян(Андронова) к заикающимся людям, которым она, без преувеличения, посвятила почти 60 лет своей профессиональной жизни. Всю свою жизнь она доказывала и до сих пор доказывает на деле, что заикающиеся могут свободно говорить.

Профессия всегда была и до сих пор остается для нее не просто работой, а образом жизни. Ее неугасающий живой интерес к проблеме заикания всегда чувствовали и сами заикающиеся ребята. Они с радостью делились с ней своими мыслями о заикании, об эффективности разных приемов лечения, которые предлагала Лилия Зиновьевна. Может быть, поэтому ей удалось глубоко проникнуть в проблему и создать уникальную эффективную методику, равной которой в настоящий момент нет.

Выдержки из книги «Как лечить заикание»:

Заикание – «великий хитрец», оно не желает открывать свои секреты. С помощью тысяч уловок постоянно заметает свои следы. Но со временем я все больше проникала в причудливый характер этого недуга. Начинала чувствовать его как бы изнутри. Может быть, поэтому мои пациенты часто спрашивали меня: «Вы тоже заикались?» В течение многих лет моими друзьями были заикающиеся, с ними я ходила в походы, уезжала в пионерские лагеря, проводила праздники будни. Проблема постоянно обсуждалась, и часто новое рождалось в связи с замечаниями и вопросами пациентов». Со многими из них дружба продолжается уже несколько десятилетий.

….Немного истории.

Сейчас в это трудно поверить, но в течение 20 лет (это были 60-80-е годы) Лилия Зиновьевна выезжала со своими пациентами от 6 до 15 лет в обычный для тех времен пионерский лагерь, в котором ее заикающиеся ребята занимали 2 пионерских отряда (а это ни много, ни мало около 40 заикающихся детей!). Рядом с пионерским лагерем разбивали палаточный городок взрослые заикающиеся ребята, которые по возрасту никак не годились в пионеры. Их было 15- 20 человек! Поскольку заикающиеся были разных возрастов, то Л.З. так организовывала работу, что старшие помогали младшим и, таким образом, более полусотни заикающихся одновременно были вовлечены в процесс борьбы с заиканием. Девизом отряда были слова: «Дорогу осилит идущий», которые и сейчас звучат очень злободневно в работе с заикающимися.

По мнению Лилии Зиновьевны, работа в лагере помогла в понимании многих важных аспектов, без которых лечение заикания невозможно. Это необходимость, так называемого, «логопедического дня», а не «логопедического часа», строгой речевой (и не только речевой) дисциплины во время лечения, открытости речевой работы, продуманной системы функциональных тренировок, длительного периода закрепления полученных результатов и т.д. Эти важные моменты речевой работы с заикающимися остались неизменными и в современном варианте методики устойчивой нормализации речи заикающихся.

Из книги:

«В условиях лагеря появилась возможность занятий речью в течение всего дня. Речевые занятия фактически начинались еще до лагерного сигнала подъема с упражнений по релаксации. День заканчивался аутогенной тренировкой. Весь распорядок дня был подчинен главному - работе над речью. По сути осуществлялось стационарное лечение, только на природе и в условиях общения с нормально говорящими детьми. Лечебной мерой следует назвать и дисциплину, сознательное принятие ее детьми».

«В откровенных беседах с детьми мы всякий раз подчеркивали, что отряд именуется «специальным», и мы будем либо «специальными - худшими», либо «специальными – лучшими». Середины быть не может, а если будем худшими, то жить здесь не сможем. Дисциплина экономила время. И одновременно мы успевали работать над речью, участвовать во многих мероприятиях и отдыхать. Постепенно наш специальный отряд стал жить по своим законам. Мы свободно могли встречать рассвет, отдыхать у ночного костра. Организованность повышала уважение к нам детей лагеря и, следовательно, самооценку лечащихся»

«Помогала достичь результатов и продуманная система функциональных тренировок. Всего в лагере было 18 отрядов, и мы дважды в день (перед дневным и ночным сном) получали возможность выступить перед детьми какого-то из отрядов. Договаривались о выступлении и приводили свою группу не только пионервожатые и воспитатели, но и сами лечащиеся. Каждое такое выступление строго анализировалось.».

«…одной из форм функциональных тренировок были выступления лечащихся в близлежащих лагерях и санаториях». «…Дети достигали речевой уверенности и в процессе сдачи серии речевых экзаменов»

Уже в конце смены (а это всего 24 дня) каждый из ребят сдавал речевой экзамен комиссии, в составе которой были представители всех отрядов, а также начальник лагеря, старший пионервожатый, врачи и др. «важные» люди из администрации лагеря. Дети и взрослые рассказывали им заученный текст и отвечали на вопросы этой представительной комиссии.

Но и это еще не все! Далее следовало самое интересное: так называемый, отчетный речевой концерт, в котором участвовали ВСЕ ДЕТИ ОТРЯДА! Это было театрализованное представление, которое ставили сами заикающиеся ребята и взрослые своими силами, начиная от сценария и заканчивая музыкальным сопровождением и костюмами. Тут были и песни, и пляски и, конечно, много-много выразительной красивой речи. Ребята показывали свой концерт на главной сцене лагеря, в котором отдыхало около 700 детей (обычных детей, безо всяких речевых проблем). РЕЗУЛЬТАТ БЫЛ ПОТРЯСАЮЩИМ!

Из книги: «Обычно после концерта зрители скандировали: «МО-ЛОД-ЦЫ!» и дарили цветы. Это были часы торжества. Мы были полезны детям лагеря, они видели наш путь от первых лагерных дней и тоже начинали понимать, что человек может побеждать беду. В свою очередь, дети других отрядов были необходимы нам, так как без них не могло быть торжества победы. Концерт становился общей радостью».

Для тех ребят, кто хоть раз побывал в этом пионерском лагере на берегу Белого озера в Ульяновской области, воспоминания остались на всю жизнь, настолько насыщенной и интересной была жизнь «специального отряда», несмотря на то, что ребята ехали в лагерь с «лечебной» целью. Вожатыми и воспитателями в этих 2-пионерских отрядах были тоже заикающиеся или бывшие заикающиеся взрослые (некоторые когда-то побывали здесь пионерами), поэтому им не нужно было объяснять, как правильно общаться и заниматься с заикающимися ребятами пионерского возраста. На них можно было положиться, как на квалифицированных специалистов, понимающих что, зачем, когда и как нужно делать, поскольку они сами прошли эту школу. Эта «логопедическая машина», мотором которой в течение многих лет была Лилия Зиновьевна, работала безотказно.

Несмотря на то, что методики в ее сегодняшнем гораздо более эффективном варианте еще не было, многие ребята (а теперь уже взрослые), прошедшие эту школу, говорят без заикания по сей день.

Именно с той поры началась удивительная практика: бывшие заикающиеся мечтали стать логопедами и становились ими.

Далее 90-е годы, распад СССР… Все это отразилось на профессиональной жизни Лилии Зиновьевны самым неожиданным образом, и на несколько лет она стала логопедом – практиком одного из речевых центров Польши. Это был новый интересный опыт работы с пациентами, говорящими на чужом языке, через переводчика. Достижения Лилии Зиновьевны были очень высоко оценены в Польше, где было принято считать заикающихся инвалидами и выплачивать им пожизненную пенсию в связи с их проблемой.

Так, Лилия Зиновьевна рассказала один курьезный показательный случай, произошедший с ее бывшим польским пациентом, который никак не мог добиться от комиссии врачей и логопедов, чтобы ему «сняли» диагноз «заикание» (это было необходимо для его продвижения по службе). Комиссия отказывала ему в этом, т.к. «заикание неизлечимо». Человек прошел много инстанций, демонстрировал свою речь в разных ситуациях, чтобы отстоять свое право быть не заикающимся, и комиссия с большой осторожностью в виде исключения все-таки «сняла» диагноз.

Польские пациенты высоко оценили методику Л.З. Арутюнян(Андроновой) и посчитали ее автора достойной личной встречи с Папой Римским Иоанном Павлом II. Мудрый понтифик назвал методику Лилии Зиновьевны Чудом Труда.

В настоящий момент в Польше по методике Л.З. Арутюнян(Андроновой) работает несколько речевых центров, причем в одном из них логопедами работают ее бывшие пациенты!

Последние годы Л.З. Арутюнян(Андронова) является профессором кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова и логопедом-практиком, а также консультантом логопедов и учеников Речевого центра «Арлилия», названным в ее честь. В центре трудится коллектив специалистов (это логопеды для детей и взрослых, психотерапевт, ритор), благодаря совместной работе которых заикающиеся получают достойную помощь, а методика, созданная Л.З. Арутюнян(Андроновой), обогащается новыми приемами. Центр «Арлилия» и несколько филиалов центра (в Уфе, Новокузнецке, Санкт-Петербурге) способствуют тому, чтобы уникальная методика Л.З. Арутюнян(Андроновой) жила, развивалась и помогала все большему числу заикающихся поверить в удивительные для них слова: «Я могу говорить!»


Фотогалерея (озеро «Белое»)


Запишитесь на консультацию
и мы ответим на все интересующие Вас вопросы
Записаться на консультацию