Журнал «Школьный логопед»
«Спасибо Вам, удивительный человек!»
Памяти Лилии Александровны Белик …
«Учитель прикасается к вечности:
никто не может сказать, где кончается его влияние».
(Генри Адамс)
Мы хотим рассказать вам о Лилии Александровне Белик – о талантливом человеке и педагоге с большой буквы, которая ушла из жизни слишком рано, но успела многое и оставила яркий след в памяти многих людей.
Л.А. Белик – логопед высшей категории. С 1988 по 2005 гг. работала с заикающимися дошкольниками в детском саду 1848 СВАО г. Москвы, адаптировала методику Л.З. Арутюнян(Андроновой) к дошкольникам и (совместно с А.Э. Ракитиной) создала программу «Устойчивой нормализации речи заикающихся дошкольников». С 2007 по 2011 гг – продолжала работу с заикающимися детьми дошкольного и школьного возраста по методике Л.З. Арутюнян(Андроновой) в Речевом центре «Арлилия».
Заикание – одна из сложнейших проблем логопедии. Немногие специалисты берутся за нее. Тема «неизлечимости заикания» до сих пор витает в воздухе, несмотря на то, что накоплено достаточное количество примеров, доказывающих, что страдающие этой проблемой дети и взрослые могут полностью ее преодолеть. Сама природа заикания такова, что, казалось бы, как ни старайся, какими приемами ни пользуйся, но осенью и весной заикающихся все равно настигнет обострение. Их речь настолько зависит от эмоций и постоянно меняется в течение дня, что добиться стабильного результата кажется невозможным. Вот почему «мечтой» многих логопедов, работающих с заикающимися, является «кабинетная речь». Они пытаются добиться, чтобы речь заикающегося звучала плавно хотя бы на занятии в условиях кабинета, и многие после нескольких неудачных попыток отказываются работать с заикающимися раз и навсегда.
И только немногие «смельчаки» несмотря ни на что не бросают начатое дело. Лилия Александровна Белик была одной из них. Она посвятила свою профессиональную жизнь заикающимся детям, взялась за новое для себя дело с огромным желанием и творческим интересом, с оптимизмом и уверенностью в победе. Своей подвижнической работой Л.А. Белик внесла огромный вклад в разработку «детского» варианта методики Л.З. Арутюнян (Андроновой).
Вот как она сама пишет о своих профессиональных поисках в работе с заикающимися дошкольниками, представляя себя как специалиста на сайте РЦ «Арлилия»:
«25 лет назад я пришла в речевой детский сад работать логопедом. Досталась мне группа заикающихся детей. Расстроилась я ужасно. Ещё в институте преподаватели не раз нам говорили, что заикание – это тяжкий недуг, который с трудом поддаётся коррекции. Чтобы как-то помочь детям, я стала встречаться с разными специалистами, посвятившими проблеме заикания свою жизнь. К сожалению, они не могли похвастаться высокими результатами. Многие из них добивались только хорошей «кабинетной» речи (когда пациент говорит относительно плавно в присутствии логопеда). Такой речи научилась добиваться и я, а в свободной речи вне занятий дети продолжали заикаться
В это время мне предложили пройти курсы у Л.З. Андроновой-Арутюнян в Самарском речевом центре. Надо сказать честно, что поехала я туда без всякой надежды увидеть результативную методику. Каково же было моё удивление, когда я поняла, что заикание можно вылечить. Причём результаты не зависели от тяжести недуга. Конечно, у меня оставалась определённая доля сомнения в том, что этой методикой может овладетькаждый специалист. Казалось, то, что я увидела, подходит под определение «лечит личность». А Лилия Зиновьевна, безусловно, очень яркая, неординарная, безумно талантливая, творческая и очень обаятельная личность. Про таких, как она, говорят: «Вошла, и в комнате светло стало».
И все-таки я решила попробовать. Я стала первой в Москве, кто начал работать по методике «Устойчивой нормализации речи» с детьми. Вначале было так трудно, что я продолжала заниматься этой проблемой только потому, что в меня поверила Лилия Зиновьевна, и я боялась подвести своего учителя».
ДЕТСКИЙ САД 18 48 – здесь была адаптирована методика Л.З. Арутюнян(Андроновой) к детям дошкольного возраста
Окончив курсы по методике «Устойчивой нормализации речи взрослых заикающихся» Л.З. Арутюнян, Лилия Александровна вместе со своими коллегами с вдохновением взялась за дело. Началась интереснейшая творческая работа, но совершенно «вслепую», ведь Л.З. Арутюнян(Андронова) разработала свою методику для взрослых пациентов, и было непонятно, как применить ее к детям.
В связи с этим в детском саду 1848, где работала Л.А. Белик, была открыта экспериментальная площадка. К делу она приступила как увлеченный специалист и как принципиальный человек, умеющий, а главное, желающий отстаивать свои позиции.
Трудно было убедить коллектив педагогов начать работать совершенно по-новому. Непросто было убедить родителей, которые приводили своих заикающихся малышей, часто избалованных, изнеженных, неприспособленных к жизни в детском учреждении, участвовать в этом эксперименте. Нужно было обладать большой силой убеждения, чувством такта, материнским отношением к детям, талантом, интуицией педагога и психолога, пользоваться безусловным доверием коллег и родителей, чтобы добиться этого.
Итак, впервые:
· в группе и дома у заикающихся малышей был организован полный и абсолютный режим молчания, в который и сейчас многие специалисты не верят, но без которого оказались бы бессмысленными все дальнейшие шаги по адаптации методики Л.З. Арутюнян(Андроновой) к детям дошкольного возраста.«Причём это был такой режим молчания, когда малыши, действительно, сознательно молчали не из-за страха быть наказанными, а потому, что поверили, что будут говорить без запинок» (Л.А. Белик).
· работа с родителями была налажена таким неординарным образом, что еженедельно на общее занятие с логопедом приходила не только мама, а обязательно вся семья в полном составе. Было очень важно, чтобы все члены семьи были солидарны и действовали слаженно. Важно было и то, что занятия с родителями начинались задолго до начала учебного года. Благодаря предложенной системе работы, к моменту прихода детей в группу вся семья была полностью готова к предстоящим «испытаниям» и без страха, а с надеждой и желанием ждала их.
· по заданию логопеда родители еженедельно вели дневники, писали своеобразный отчет о качестве речи и настроении ребенка, советовались с логопедом обо всем, что тревожило их, а логопед еженедельно анализировал и разбирал эти записи. Логопеда интересовало все в состоянии детей: не только речь, но настроение, желание заниматься, желание ходить в детский сад, отношения с детьми, с родителями. Такая форма работы обеспечивала обратную связь с родителями и впервые использовалась в условиях детского сада.
· весь педагогический коллектив детского сада (вплоть до заведующей) были обучены и говорили с детьми только в медленном темпе, а дома в выходные дни таким же образом говорили с детьми все близкие (мы считали тогда, что в быстроговорящей среде дети не способны говорить медленно).
· а самое главное, были найдены приемы, с помощью которых методика для взрослых заикающихся стала доступной детям дошкольного возраста.
В результате помощь заикающимся в наших группах настолько отличалась от общепринятого в то время варианта, что это сразу же отразилось на результатах. «Удалось добиться очень высоких результатов. Самое главное, чего мы смогли добиться, – это того, что детей, с которыми мы работаем, никто и никогда не назовёт обидным словом «заика» (Л.А. Белик).
Именно в детском саду был определен общий поход к заикающимся детям не как к слабым, нервным, беспомощным малышам, которых от всего нужно оградить, а как к самым лучшим, самым талантливым, самым старательным, как к маленьким бесстрашным героям, которые несмотря на свой возраст делают работу, на которую еще не каждый взрослый способен. Дети знали, что ходят в «волшебный детский сад», куда принимают только самых, самых!
Уважительное отношение к детям не на словах, а на деле, безусловная вера в их возможности волшебным образом меняли характеры и привычки детей, повышая их самооценку. Зачастую менялось и отношение родителей к детям, иногда полностью менялась в лучшую сторону обстановка в семье, ведь взрослые и ребенок действовали сплоченно, дружно работая на одну цель. Вот лишь короткие выдержки на эту тему из книги «Тем, кто придет в эту группу…» (о самой книге мы подробнее расскажем ниже):
· «Огромным трудом … было достигнуто невозможное: как в известной сказке, дети «превратились из гадких утят в прекрасных лебедей»;
· «Когда сын пришёл в эту группу, меня сразу удивило то, что он в этой группе был не очередным… ребенком из толпы детей, а так же, как для меня, чем-то неповторимым, значительным. Наконец-то он стал кому- то нужен. Пусть это не покажется высокопарным, но его здесь любили. Увидели в нем не «запущенного» ребенка, а личность…»;
· «…мы удивлялись возможностям детей, сами увлеклись этой игрой, изменили свой образ жизни…»;
· «…характер стал гораздо спокойнее, веселее. Она повзрослела и поумнела за этот год….появилась твердая уверенность в своих силах,…перестала бояться людей»;
· «появились замечательные положительные сдвиги не только в речи…, но и в характере»;
· «…он стал просто другим человеком …» и т.д.
Теплые слова, которыми Лилия Александровна характеризует автора методики Лилию Зиновьевну Арутюнян(Андронова), полностью можно отнести и к ней самой: яркая, неординарная, талантливая, творческая и очень обаятельная личность. Можно добавить также: честная, принципиальная, очень требовательная (в первую очередь к себе!), но в то же время дипломатичная, чувствующая людей, небезразличная к чужой беде. Именно эти качества во многом помогли добиться невозможного в работе с заикающимися детьми дошкольного возраста. А ведь это очень важно: преодолеть заикание как можно раньше, чтобы оно не отразилось на всей последующей жизни маленького человека!
РЕЧЕВОЙ ЦЕНТР «АРЛИЛИЯ» - здесь «детский» вариант методики продолжил свое развитие и сейчас применяется к детям всех возрастов
Более 25 лет прошло с тех пор, как были сделаны первые шаги в этой области логопедии. Конечно, многое изменилось. Но честный и бескомпромиссный подход к проблеме, подхваченный как эстафетная палочка у автора методики Л.З. Арутюнян(Андроновой), а также многие приемы работы с заикающимися детьми, созданные лично Лилией Александровной, используются и будут использоваться как находки, без которых в работе с заикающимися детьми нам уже не обойтись!
Результаты ее деятельности (а это более сотни детей, которые шагнули во взрослую жизнь свободными от заикания ), убеждают: наш долг остановить заикание в детстве, когда эта проблема вполне решаема. И не важно, где: в логопедическом детском саду или в специализированном речевом центре. Бороться с заиканием в подростковом и взрослом возрасте можно и нужно, но эта задача принципиально более сложная. Выявление заикания и его исправление в дошкольном возрасте может и должно быть гарантировано каждому ребенку!
Сейчас во многом благодаря усилиям Лилии Александровны слоган «Жить без заикания - с детства!» стал девизом Речевого центра «Арлилия», где успешно продолжается работа с заикающимися детьми всех возрастов.
Что произошло за эти годы? Мы гордимся тем, что научились использовать идеи методики Л.З. Арутюнян(Андроновой) для самых маленьких – для тех, у кого заикание только началось. Благодаря, так называемой, программе «Скорая помощь», родители под руководством логопеда успешно справляются с проблемой заикания на этапе ее зарождения. Большинство малышей, прошедших вместе с любящими близкими эту программу, даже не узнают, что проблема заикания была в их жизни.
Полный вариант методики Л.З. Арутюнян(Андроновой) мы используем для детей, начиная с 5 лет. Многие приемы работы с детьми и родителями с благодарностью взяты нами из опыта работы Л.А. Белик. Так, в программу для дошкольников, кроме непосредственной работы по преодолению заикания, гармонично включены работа по развитию речи, подготовке к школе и т.д., ведь бывший заикающийся в школе обязательно должен чувствовать себя одним из лучших учеников класса. Наши маленькие пациенты, как и положено по методике «Устойчивой нормализации речи заикающихся», проходят через многоступенчатую систему функциональных тренировок, в основном отработанную нами вместе с Лилией Александровной еще в условиях детского сада. Через год сложной, но интересной работы многие из наших малышей становятся такими смелыми, активными, общительными, что их не узнать!
«Детский» вариант методики л.З. Арутюнян(Андроновой) в какой-то степени повлиял и на работу с заикающимися старших возрастов. Для того, чтобы специалист смог донести знания и умения до самых маленьких, его приемы работы должны стать очень простыми и понятными, отточенными до мелочей, что, несомненно, влияет на лучшее понимание практических шагов методики в целом. Вот почему «детские» приемы с успехом служат и в работе со взрослыми заикающимися. Умелое сочетание «взрослого» и «детского» подходов дало возможность более точно вести работу со школьниками разных возрастов.
Мы всегда будем вспоминать о Л.А.Белик с большим теплом и уважением. 19 апреля 2014 Речевой центр «Арлилия», где последние годы работала Л.А. Белик, организует конференцию, посвященную ее памяти. На конференции будут присутствовать ее благодарные ученики - выпускники детского сада 1848, которые стали уже взрослыми людьми, а также ее коллеги. Приглашаем всех желающих! Если кто-то из Вас лично знал Л.А. Белик и хочет рассказать о ней, то сообщите нам заранее (контактную информацию можно найти на сайте Речевого Центра «Арлилия»), мы с удовольствием дадим Вам слово. До встречи!!!
Р.S.
Когда-то Л.А. Белик предложила родителям выпускников записывать свои впечатления для тех, кто придет в эту группу за ними. Книга так и была названа: «Тем, кто придет в эту группу…». Родители всех выпускников группы (именно всех, а не избранных!) рассказывали в ней каждый свою историю борьбы с заиканием, свою историю сомнений и страхов. И хотя истории эти чем-то похожи, но каждая из них по-своему уникальна, ведь говорится в ней об одном единственном их ребенке. Читая эти исповеди разных семей, родители «новеньких» заикающихся малышей начинали верить, что справиться с предлагаемыми обстоятельствами могут все, а не только избранные. Главное, нужно стараться и полностью доверять специалистам, которым они вверяют свое чадо. Сейчас эти книги хранятся в Речевом центре «Арлилия» в память о Лилии Александровне и как напутствие всем, кто только начинает работу над речью по методике «Устойчивой нормализации речи заикающихся» Л.З. Арутюнян(Андроновой).
Выдержки из книги «Тем, кто придет в эту группу…»
(мы специально не правили стиль этих родительских отзывов)
Мама Жени К.
Расставаясь с этими педагогами, у нас остаётся чувство вины перед ними за
то, что мы старались для детей меньше, чем они.
Родители Димы Н.
Огромным трудом Лилии Александровны и воспитателей было достигнуто невозможное. Ребята, которые стеснялись своей речи и не поднимали глаза, свободно разговаривают, читают стихи и сказки, не стесняясь присутствия совершенно чужих людей.
Мама Сергея Ж.
Результаты этой методики (которую мы так боялись!) были для нас ошеломительные. На первой официальной встрече с родителями дети были неузнаваемы, а мой сын бойко смотрел в зал, в глаза каждому и читал стихи без страха и запинок. А мы с мужем старались не смотреть друг на друга из-за слез в глазах. Это был наш Сережка, из которого слова не могли вытянуть. Прошло 2 года. Мы уже давно не вспоминаем о проблемах с речью у Сергея. Теперь проблемы другие, обычные сложности младших школьников в борьбе за знания.
Мама Славы Щ.
Не сразу мы решились отдать Славу в этот детский сад. И главное причина – это твердое убеждение, что заикание вылечить нельзя.
Методика лечения, которая казалась такой сложной, оказалась проста, а занятия с детьми проводились интересно и увлекательно.
Новый год мы встречали уже с уверенностью, что с нашим сыном будет все в порядке. У Славы росла уверенность в себе, запинок уже не было. Росла эта уверенность и в нас – родителях, что не менее важно.
Мама Маши С.
Нам очень трудно было отдать Машу в детский сад. С двух лет у Маши было очень тяжелое заикание, которое постоянно прогрессировало. В связи с этим развились такие черты характера, как эгоизм, негативное отношение к людям, к замечаниям, плаксивость. Маша не могла оставаться одна (без родителей) не только с чужими людьми, но даже с бабушкой и дедушкой. Но на наше счастье, Маша попала в руки к очень добрым, понимающим ребенка людям, к людям, которые отлично знают своё дело, профессионалам. Буквально за несколько дней у детей была выработана установка на необходимость обучения правильной речи, и в течение всего года Маша ходила в детский сад с твердой уверенностью в необходимости лечения.
Результаты просто поразительны: у Маши прекрасная речь, глубокий чистый голос. Характер стал гораздо спокойнее, веселее. Она повзрослела и поумнела за этот год. И самое главное - появилась твердая уверенность в своих силах, в возможности говорить без запинок. Маша перестала бояться людей.
Мама Володи М.
Володя был молчаливый, замкнутый, озлобленный. А в конце первого года занятий он… смотрел в глаза тому, с кем говорил, стал мягким и добрым ребенком. А закончив второй год обучения, стал лидером во время игры с другими детьми, никаких запинок. Речь удивительно выразительная, плавная. Он стал просто другим человеком.
Мама Жени В.
В неврологическом центре мне сказали, что ребенок возможно вообще не будет говорить (такое было заикание, так он боялся говорить). Но мы не верили этому, когда мы пришли на комиссию, он и там молчал, но Лилия Александровна помогла нам, она взяла его под свою ответственность. Благодаря нашему логопеду Женя стал разговаривать с прохожими, задавал вопросы, читал стихи. 2-ой год обучения еще больше закрепил его речь, он стал пересказывать небольшие рассказы, сказки, научился читать, писать, считать. Мы очень благодарны нашему логопеду.
Мама Сережи В.
Сережа был очень неусидчивым, несобранным ребенком, не мог сосредоточиться на одном занятии больше, чем на 5 минут. К тому же были часты конфликты как со взрослыми, так и со сверстниками. Речь была очень быстрой, с запинками, невыразительной. После полугода посещения логопедического сада появились замечательные положительные сдвиги не только в речи Сережи, но и в характере…Сейчас Сережа подготовлен к школе, может сосредоточиться на одном деле до получаса и больше. Доводит начатые дела до конца. С детьми меньше ссорится, ищет компромиссы. Сережа входит в свой новый школьный этап не только с хорошей речью, но и со значительными знаниями и умением работать…
Мама Вани Г.
Честно говоря, я не верила в предложенную методику, и моё неверие передалось сыну, который в детском саду (первое время) отказывался выполнять то, что от него требуется… Но сейчас я очень благодарна логопеду Лилии Александровне за ее труд, за то, что Ванюша начал говорить красиво без запинок.
Мама Иры Б.
До посещения этой группы Ира была замкнута, она никогда не смотрела людям в глаза, сейчас Ира стала совершенно другим человеком и умственно выросла. Это только благодаря Вашему трудному и кропотливому труду. Этот год на всю жизнь останется нам в нашей памяти.
Сейчас Ира ходит в школу, говорит и занимается хорошо, как будто у неё никогда ничего не было. Для нашей семьи эти люди просто совершили чудо.
Мы беспредельно благодарны им. Мы считаем, что методика, по которой работает логопед Лилия Александровна, очень эффективна.
Родители Максима Б.
Мой сын Максим стал заикаться с трех лет. И с этого времени до 6-ти лет мы не переставали лечиться. У кого мы только не были! Начиная с «бабки» и кончая профессором. Всякий раз, когда начиналось новое лечение, зарождалась новая надежда. Но надежда эта постепенно гасла, так как речь то немного улучшалась, то снова становилась прежней. Поэтому, когда нам предложили пойти в этот сад, мы уже были уверены, что Максиму придется жить с заиканием… И вот теперь нашу благодарность всем работникам сада нельзя выразить никакими словами. Речь стала спокойная, хорошая. А Лилия Александровна для Максима, да и для всех детей – это солнышко, которое, я уверена, будет им светить всю жизнь.
Родители Ильи Д.
В данное время у Ильи правильная и прекрасная речь. Рот у него не закрывается, и при этом ни одной запинки. Это все благодаря тому, что нам встретился человек с твердым, непримиримым характером, хорошо знающим свою профессию - Лилия Александровна.
Группа логопедов.
С большим интересом познакомились с методикой «Комплексная система устойчивой нормализации речи Л.З. Андроновой» в работе логопеда детского сада №1848 Белик Лилии Александровны. Прослушанный цикл лекций и просмотр практических занятий дали нам возможность убедиться в результативности данной методики. Усилиями Лилии Александровны созданы прекрасные условия для работы с детьми, позволяющие в ежедневной творческой атмосфере успешно внедрять основные принципы методики. Четкая организация, профессионализм, поиск нового и постоянное совершенствование методов и приёмов позволяют Лилии Александровне добиться высоких результатов в работе с детьми.
С огромным удовольствием нами был просмотрен спектакль «Золотой Ключик», в котором участвовали все дети, продемонстрировавшие не только приобретенные правильные речевые навыки, но и артистизм, раскованность, свободу общения с окружающими людьми. Это явилось ярким доказательством эффективности данной методики.
Замечательно, что есть такие логопеды, как Лилия Александровна Белик, которая дарит не только здоровье и радость детям, но и вселяет в своих коллег уверенность в успехе решения такой сложной проблемы, как заикание.
Спасибо Вам, удивительный человек!
Запишитесь на консультацию
и мы ответим на все интересующие Вас вопросы
и мы ответим на все интересующие Вас вопросы
Записаться на консультацию
Заказ звонка
Нажимая кнопку отправить, я даю
согласие на обработку персональных
данных
Логопед свяжется с Вами в течение 2-3 дней