Вы находитесь: admin@arlilia.ru
Ваш город Москва?
Работаем в центре и онлайн. Встреча с логопедом по предварительной записи, просьба оставлять заявку на сайте.
Центр лечения заикания «Арлилия» Центр лечения заикания

Запись на приём:

+7 (926) 220-73-73

Пн-Пт с 10:00 до 18:00
по Московскому времени

Записаться На консультацию
Заказать звонок Обязательно ознакомьтесь
г. Москва, Осташковская 9, корп. 5, офис 5 Пн-Пт с 10:00 до 18:00 по Московскому времени
Новый способ устранения спазматических задержек в рамках методики устойчивой нормализации речи заикающихся

Новый способ устранения спазматических задержек в рамках методики устойчивой нормализации речи заикающихся

Памяти Миграна Арутюновича Арутюняна...

Ракитина А.Э. – логопед Речевого центра «Арлилия»
(под редакцией проф. Лилии Зиновьевны Арутюнян –
автора методики устойчивой нормализации речи заикающихся)


Мигран Арутюнович Арутюнян – кандидат физико-математических наук, по второму образованию - логопед (в 1997 окончил Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна ).

В 1974 г – пациент Лилии Зиновьевны Андроновой (Арутюнян)   

С 1990 г.- переводчик Л.З. Андроновой (Арутюнян) во время ее преподавательской работы в Армянском государственном педагогическом институте им. Х. Абовяна и практической работы с заикающимися.

С 1997 г. - постоянный ассистент Л.З. Арутюнян в практической работе с заикающимися и научных исследованиях проблемы заикания.

В 2012 – соавтор Л.З. Арутюнян в книге « Я больше не заикаюсь (устойчивая нормализация речи заикающихся)»

В 2016 г. – соавтор Л.З. Арутюнян в патенте на изобретение № 2616993 «Способ лечения заикания»

В середине 80-х годов   в процесс «эволюционного» развития методики устойчивой нормализации речи заикающихся    Л.З. Андроновой (Л.З. Арутюнян)   постепенно вошел Мигран Арутюнович Арутюнян: сначала как переводчик, а позже как постоянный ассистент Лилии Зиновьевны   в практической работе с заикающимися и   научных исследованиях проблемы заикания.

Поскольку Мигран Арутюнович на собственном опыте знал , что такое заикание, его интерес к проблеме   был вполне естественным, но погружение   в нее в качестве специалиста   стало достаточно неожиданным. В предисловии к книге « Я больше не заикаюсь» [4] он сам о себе писал так: «Если бы кто-то 30 лет назад сказал мне, что я стану логопедом, я счел бы это неудачной шуткой, поскольку я, во-первых, был физиком, а, во-вторых, в то время сам заикался. Однако встреча с Лилией Зиновьевной (я был ее пациентом) круто изменила мою жизнь. Проблема заикания буквально захватила меня….».

И действительно, его собственный опыт заикающегося, научное мышление физика – экспериментатора, интерес к этой проблеме, приобретенный в процессе работы переводчиком и ассистентом Лилии Зиновьевны    – все это вместе помогло Миграну Арутюновичу не только   глубоко понять проблему заикания, но   и взглянуть на нее под новым углом.

Методика устойчивой нормализации речи заикающихся прошла в своем развитии длинный путь.   Он был связан с осмыслением практического опыта работы со взрослыми пациентами, анализом достигнутых результатов (как положительных, так и отрицательных) и глубокого погружения Л.З. Арутюнян в изучение смежных дисциплин, помогающих понять физиологические основы заикания. В результате ей была выдвинута гипотеза о том, что причиной возникновения спазматических задержек при заикании является нарушение внутренней синхронизации естественного речевого цикла в слуховом канале обратной связи и был предложен и апробирован на практике способ коррекции заикания, основанный на синхронизации речи с движениями пальцев «обученной» ведущей руки.

«Обученная» рука стала выполнять роль внешней опоры, «буксира», который помогает наладить «нарушенный у заикающихся механизм внутренней синхронизации естественного речевого цикла. Устраняя саму причину возникновения речевых судорог», она тем самым «компенсирует физиологический дефицит» [2]. Кроме того, «обученная» рука помогает справиться с такими разрушающими речь последствиями заикании, как аритмия, отсутствие правильного слияния слов в синтагме, искажение интонации» [2]. Предложенный способ оказался высокоэффективным и был запатентован в 1991 г. [1].   Он и сейчас используется многими специалистами - учениками Л.З. Арутюнян- в рамках традиционного варианта методики. Многие заикающиеся, включая и М.А. Арутюняна, полностью избавились от заикания благодаря ему.

Однако, несмотря на бесспорные плюсы данного способа , в нем имели место и некоторые отрицательные моменты. Во-первых,     на начальном этапе обучения его неотъемлемым элементом было значительное замедление речи, что само по себе по понятной причине дискомфортно.     Опыт бывшего заикающегося дал возможность Миграну Арутюновичу ощутить дискомфорт значительного замедления речи на себе,   поэтому он пытался найти возможность лечения без использования значительного замедления речи.

Кроме того,    чтобы    перевести своего пациента от замедленной речи к речи обычной по темпу, логопеду приходилось в процессе обучения    несколько раз менять привычные, отработанные, «речевые правила», привносить новые элементы в заученный навык. Необходимость «переучивания» сама по себе усложняла педагогический процесс.

Но   минус «переучивания» состоял не только в этом. В связи с тем, что личностными характеристиками большинства заикающихся являются мнительность, тревожность,   неверие в саму возможность достижения здоровой речи, изменение «речевых правил» ( а значит, и темпа речи)   в некоторых случаях отрицательно сказывалось на их эмоциональном состоянии и, как реакция на новизну, в этих случаях   у них   вновь могло возникнуть волнение, связанное с актом речи, которое на предыдущих этапах занятий уже был преодолено. Это тормозило пациентов в их уверенном движении вперед, требовало дополнительных усилий, постоянной психотерапевтической «подпитки».

Способ, предложенный М.А. Арутюняном, помогал избежать   этих сложных моментов: уже на начальных этапах стало возможным обойтись без значительного замедления темпа речи. В результате сама собой отпадала необходимость «переучивания» и заметного изменения темпа речи при переходе от этапа к этапу.

Крайне значимыми в понимании проблемы заикания стали знания о голографической модели памяти, почерпнутые Лилией Зиновьевной и Миграном Арутюновичем Арутюнян из работ американского   нейрофизиолога Карла Прибрама [6]. Открытие К. Прибрама состоит в том, что память как одна из центральных функций головного мозга имеет распределительный, а не локализованный характер. Это означает, что каждая часть мозга, как часть голографической пленки, может содержать информацию, восстанавливающую всю картину в целом.

В применении к проблеме заикания это означает, что для полного его   преодоления    недостаточно устранить лишь отдельные симптомы. Чтобы добиться устойчивых результатов, нужно   рассматривать   заикание в более широком смысле слова и одновременно бороться со всеми его многочисленными симптомами, поскольку каждый из них является   памятным знаком заикания и способен в любой момент жизни восстановить всю картину заикания целиком.

Чаще всего во время терапии заикания внимание специалистов нацелено на самый очевидный симптом заикания - спазматические задержки , а остальное многообразие менее очевидных симптомов полностью или частично игнорируется. Поэтому даже после казалось бы успешной работы, когда спазматические задержки в основном преодолены, всегда остается   риск возникновения, так называемого, рецидива заикания , который на самом деле, по мнению Л.З. Арутюнян, рецидивом не является, а является результатом неоконченного лечения [3].

Опираясь на теорию К. Прибрама, а также знания о том, что речевое дыхание является   основой звучащей речи,   М.А. Арутюнян высказал предположение о том, что именно нарушенное речевое дыхание является главной причиной устойчивости спазматических задержек, что это не просто один из симптомов заикания, а   самый важный памятный знак заикания. Не случайно многие специалисты в процессе терапии заикания серьезно занимаются дыханием, считая, что использование, в частности, диафрагмального дыхания в процессе речи поможет ее восстановлению.

М.А. Арутюнян подошел к решению этой задачи нестандартно, по-своему. Он   выдвинул   идею о том, что нужно не просто нормализовать речевое дыхание (эта работа всегда проводилась и в рамках традиционной методики), но сделать его «неузнаваемым» для тех структур мозга, которые отвечают за ассоциативную память. По его мнению, только в этом случае,   оно действительно перестанет быть памятным знаком заикания, ведь если изменить основу речи, то изменится и вся речь.

М.А. Арутюнян сформулировал свои мысли и описал «новое» дыхание в статье «Уникальный способ лечения заикания с использованием колебательного движения диафрагмы» таким образом: « Вместе с тем, как нарушенное речевое дыхание   записывается в долговременную память, оно   приобретает статус коварного памятного знака заикания.   И пока   этот памятный знак не исключен, навсегда остается риск «оживить»    картину заикания в целом… Мы предлагаем сформировать принципиально новое речевое дыхание, обеспечивающее плавную речь, которая по звучанию практически не будет отличаться от обычной речи»... [7].

По его мнению «новое» дыхание помогает заикающемуся «по-новому»    звучать, «по-новому» артикулировать, и в результате   «по-новому»   себя ощущать. Благодаря «новому» дыханию, до неузнаваемости изменяются все важные аспекты речи: появляется свободный голос, легкость произнесения звуков, а значит,    сглаживаются отрицательные эмоции, сопровождающие речь, и постепенно исчезает страх.

Чтобы разобраться в том, чем отличается естественное диафрагмальное дыхание от «нового» дыхания, М.А. Арутюнян предлагал сравнить их. Он писал: «Поскольку мы говорим на выдохе, то обычное речевое дыхание характеризуется коротким глубоким вдохом и продолжительным плавным выдохом. Если мы имеем дело с диафрагмальным дыханием, то после напряжения на вдохе, диафрагма медленно и плавно расслабляется, соответственно, легкие плавно «сдуваются», обеспечивая ровный поток воздуха, приводящий в колебание голосовые связки. Если по какой-то причине (например, от страха) моментально “схватывает» дыхание, то диафрагма не может плавно расслабиться, в результате чего воздушный поток прерывается, что приводит к речевым неплавностям. Представим, что мы разрешили диафрагме резко расслабиться после вдоха. Благодаря упругости, диафрагма раскачается подобно пружине. При помощи датчика давления мы визуализировали движения диафрагмы в этих двух случаях. Результаты представлены на рис 1. Верхний рисунок отображает монотонное расслабление диафрагмы, а нижний – ее колебательное расслабление...» [7].

Рис.1. Движение диафрагмы при обычном речевом выдохе и при выдохе с колебательным движением диафрагмы













Как показала практика, предложенное «новое» дыхание оказалось полезным для снятия глоточных зажимов. Это особенно важно для заикающихся с   дыхательной и вокальной формами   заикания. В традиционном варианте методики   снятие глоточных зажимов достигалось с помощью утрированной артикуляции гласных, ведь когда челюсть расслаблена и максимально опущена, то рефлекторно расслабляются и мышцы глотки. При новом подходе необходимость в утрированной артикуляции отпадает, что в свою очередь, начиная с первых дней занятий, приводит к более естественному звучанию «лечебной» речи, делая более комфортным процесс лечения.

Поскольку при правильном использовании предложенного способа спазматические задержки сразу исчезают, и речь заикающихся становится плавной при незначительно замедленном темпе речи, М.А. Арутюнян назвал ее « речью с нулевым заиканием».

Как на практике осуществлялось обучение речи с «нулевым заиканием»?

Сначала на фоне общего расслабления тела М.А. Арутюнян формировал у пациентов диафрагмальное дыхание с колебательным    движением диафрагмы («новое» дыхание). Для этого с помощью специальной аппаратуры, записывающей   кинетику    диафрагмы пациента в виде эталонной кривой, М.А. Арутюнян отслеживал качество ее движения и пояснял нюансы этого процесса пациенту. После многократных повторений упражнения с опорой на зрительное восприятие через какое-то время пациент становится способным воспроизвести это движение без зрительной опоры,   наблюдая уже не за эталонной кривой на экране монитора, а только за движением передней брюшной стенки (ПБС), которое соответствует движению диафрагмы. После автоматизации полученного навыка пациент воспроизводил это движение самостоятельно без зрительной и тактильной опоры, по памяти.

Когда «новое» диафрагмальное дыхание было сформировано, Мигран Арутюнович переходил к формированию   речевого навыка, который был основан на предлагаемом дыхании.   Работа начиналась с самого сложного для заикающихся 1-го слога речевой синтагмы . Особенность его произнесения состояла в том, что он начинался не со звучания голоса, как это было раньше, а с еле заметного, но резкого выдоха, который сам по себе провоцирует   глубокий вдох и запускает «новое» дыхание. При таком вдохе небная занавеска автоматически поднимается, что препятствует возникновению спазматической задержки на 1-ом слоге синтагмы в независимости от того, какой слог произносится (даже, так называемый, «трудный», «страшный»).

Применение «нового» дыхания с колебательным движением диафрагмы не отменяло всех этапов работы по традиционной методике. Занятия проводились параллельно, по подгруппам: в тот момент, когда на фоне режима молчания М.А. Арутюнян обучал «новому» дыханию, Л.З. Арутюнян проводила работу по формированию невербальных компонентов речи, умению расслабляться, правильно звучать с использованием «нового» диафрагмального дыхания и   мягкой атаки голоса. На этом же этапе начинались первые функциональные тренировки. Поскольку пациенты еще были не готовы говорить, они отрабатывали в реальной жизни навыки невербального общения.

Когда «новое» дыхание вне речи было сформировано, то его предстояло ввести в речь. Для этого, как и ранее, использовалась ведущая рука, но по сравнению с традиционной методикой было изменено движение большого пальца ведущей руки Раньше он целью   упреждал произнесение 1-го   слога речевой синтагмы . Теперь он сначала запускал «новое» дыхание и только потом диктовал начало речи (1 слог речевой синтагмы) . Этот момент тщательно отрабатывался, пока навык не становился автоматическим.

После того, как 1-ый слог был отработан, каждый пациент обучался произнесению коротких однообразных (эталонных) фраз. Графики на рис.1   демонстрируют характер движения диафрагмы при произнесении одной и той же фразы обычной речью (верхняя диаграмма) и «речью с нулевым заиканием» (с колебательным движением диафрагмы). Кинетика движения диафрагмы во время обычного и «нового» выдоха соответствует тому, как движется диафрагма во время обычной речи и «речи с нулевым заиканием» при произнесении одной и той же эталонной фразы. Когда эталонные фразы были освоены, то логопеды постепенно переходили к более сложным и разнообразным фразам. Несмотря на то, что темп произнесения 1-го слога синтагмы, а далее всей синтагмы, от самого начала занятий   был    приближен к нормальному, даже тяжелый заикающийся сразу чувствовал   легкость произнесения, что, безусловно, вдохновляло начинающего пациента, повышало его мотивацию и работоспособность. Ему     уже не нужно было ждать пока пройдет период замедления, чтоб только потом перейти к речи, комфортной для общения.

Наступал момент, когда функциональные тренировки в реальной жизни    становились речевыми. Сначала они проводились под контролем и с помощью логопеда, а потом самостоятельно. Для тщательного анализа речи все они записывались на диктофон. Поскольку при правильном применении способа спазматические задержки были исключены, логопед анализировал качество речи с точки зрения наличия или отсутствия правил уверенного речевого поведения, «нового» дыхания, «нового» звучания и т.п. – всего, что являлось защитой «новой» речи и обеспечивало речь с «нулевым» заиканием.

Применение диктофона в процессе занятий было очень удачной идеей М.А. Арутюняна. Благодаря этой «находке» стало возможным тщательно анализировать речь пациентов не только непосредственно на занятии, но и в разнообразных ситуациях живого общения, когда логопеда уже не было рядом. С этой целью пациенты высылали диктофонные записи речи своему логопеду. Но самое главное, что благодаря диктофонным записям появилась возможность обучить пациентов самоанализу, сделать каждого - «логопедом для самого себя ». Поначалу диктофонные записи использовались в работе только со взрослыми пациентами, но в дальнейшем логопеды Речевого центра «Арлилия» стали успешно применять диктофон и в работе с детьми, помогая родителям анализировать качество речи своих детей и стать для них настоящими «логопедами на дому».

В результате многолетней экспериментальной и практической работы М.А. Арутюняном был сформулирован новый способ устранения спазматических задержек, который в 2017 г   был запатентован и с успехом используется в работе со взрослыми заикающимися в Речевом центре «Арлилия», где последние годы работал М.А. Арутюнян. Новый способ дал возможность перейти от нарушенного дыхания заикающихся    к «новому» дыханию с колебательным движением диафрагмы, что   в свою очередь позволило без значительного замедления и утрированной артикуляции гласных

  • преодолеть глоточные зажимы;
  • преодолеть спазматические задержки;
  • повысить мотивацию пациента и, как следствие,
  • повысить эффективность работы.

.      М.А. Арутюнян внес ощутимый вклад в развитие современного варианта методики Л.З. Арутюнян, но, к сожалению, не успел закончить исследования, запланированные им совместно с учеными Курчатовского института, чтобы подтвердить свою гипотезу экспериментальным путем. Его идеи требуют дальнейшего осмысления и более подробной методической базы, но, судя по результатам, без сомнения заметно повышают эффективность работы со взрослыми заикающимися.

Литература:

  1. Андронова Л. З., Способ лечения заикания, Патент СССР   № 1337085, 1991.
  2. Андронова Л.З. (Арутюнян) «Как лечить заикание», Москва, «Эребус»,1993.
  3. Арутюнян Л.З. «Миф о рецидивах заикания». «Школьный логопед», 2007.
  4. Арутюнян Л.З., Арутюнян М.А. «Я больше не заикаюсь» (устойчивая нормализации речи заикающихся), 2012, М., ООО «ПолиграфКвик», 2012
  5. Арутюнян Л.З., Арутюнян М.А., Способ лечения заикания, Патент РФ №2616993, 2017.
  6. Карл Прибрам, «Языки мозга». издательство «Прогресс», 1975
  7. Материлы логопедического форума 2018 г. Сочи «Логопедия новейшего времени», « Уникальный способ лечения заикания с использованием колебательного движения диафрагмы»

Запишитесь на консультацию
и мы ответим на все интересующие Вас вопросы
Записаться на консультацию

Заказ звонка





Нажимая кнопку отправить, я даю
согласие на обработку персональных
данных

Логопед свяжется с Вами в течение 2-3 дней