17 мая 2025 года прошла научно-практическая конференция «Эффективный подход к решению проблемы заикания»
Друзья!
Этот год особенный для нас — праздничный и юбилейный: мы отметили 95-летие Лилии Зиновьевны и 18-летие (совершеннолетие!) «Арлилии».
По этому случаю 17 мая прошла научно-практическая конференция «Эффективный подход к решению проблемы заикания» в Международном университете психолого-педагогических инноваций. На ней выступили не только специалисты центра из Москвы и филиалов «Арлилии», но что особенно ценно для нас, выпускники центра, которые прошли путь преодоления от тяжёлого заикания к плавной речи и свободному общению. Этот день можно считать ретроспективой пройденного пути.
Конференция, часть 1
Начнем с видео Плякиной Натальи Анатольевны, логопеда «Арлилии» в городе Тольятти. Она уже 40 лет работает по методике и была первопроходцем - одной из тех, кто стоял у истоков и учился у Лилии Зиновьевны в городе Куйбышеве (сейчас Самара).
Наталья Анатольевна вспоминает летние выезды в пионерский лагерь на берегу озера – можно сказать, микрокурсы для взрослых и детей того времени.
Конференция, часть 2
В адрес Лилии Зиновьевны в день ее юбилея пришло множество поздравлений от учеников и выпускников Центра. Вот некоторые из них. Сложно поверить, что эти люди когда-то заикались.
Конференция, часть 3

Жил отважный логопед,
Избавлял людей от бед.
Иногда он помогал или нет
А когда не знал, как быть,
Начинал всегда творить
И себе не позволял он отступить.
В океане речи Отважному логопеду покорились многие острова и рифы, но совершенно неприступным оставался один таинственный остров.
Древо заикания

После этого в душе малыша прорастал сначала один опасный корешок этого дерева (назвали его ЗАПИНКИ — иногда он был на вид слабенький и вроде бы безобидный). Потом появлялся второй корешок, который со временем всё больше укреплялся — это было волнение по поводу запинок. Ему было неприятно спотыкаться, и умный малыш не хотел показывать всем свои некрасивые запинки. Тогда он решал так: «Лучше промолчу. Или сделаю вид, что слово забыл…» Вот и всё!
Как только малыш начинал прятать от всех свои запинки — коварному дереву только этого и надо! Тут же пускало оно третий корень, название которому — желание скрыть факт заикания.
На трёх корнях укреплялось древо заикания. И вот уже ввысь вытягивается толстый и крепкий ствол страхов, а цепкие ветви из уловок и навязчивых мыслей опутывают человека, как паутина. И вот он уже сам себе не хозяин — его жизнью командует ядовитое дерево.
Многоголовый дракон

Как же такого победить? На счастье, в сказках есть ответ: нужно рубить все головы сразу! Оставишь хоть одну — не сдобровать: остальные отрастут заново. Как только понял это Отважный логопед — не испугался, а обрадовался, ведь отваги ему не занимать! День за днём он неустанно трудился и думал думу, как срубить эти злосчастные головы. И вдруг понял: победить это чудище можно... голыми руками. Ведь руки человека — удивительны!
Пусть обученная рука поможет отремонтировать сломанный темп и ритм речи бедных островитян, раз их механизм (в науке это называют «внутренняя синхронизация естественного речевого цикла») из-за ядовитого дерева не работает.
Это были первые шаги будущей стройной методики.

Ага! Нужно передать руке другие волшебные свойства, рассуждал он. И вот ОБУЧЕННАЯ РУКА стала ещё более ловкой и умной: научилась она диктовать расслабление и спокойствие перед речью, мягкую атаку голоса (особенно в первом, самом опасном для всех ОСТРОВИТЯН, слоге), слитность внутри речевого отрезка, его ритмико-интонационный рисунок — и всё-всё, что необходимо, чтобы речь потекла плавно и спокойно, как речка.
Первый корешок Древа (запинки) таким образом получилось полностью засушить, и второй корень (волнение, связанное с актом речи) явно ослаб. А вот третий корень (желание скрыть свою проблему) пока так и остался живым! Всё ещё норовили островитяне скрыть свой недуг, и от этого третий корень только укреплялся и питал всё дерево.
Раз Древу Заикания выгодно, чтоб ты спрятался (скрылся), значит, делать нужно всё наоборот — раскрыться! Вот путь к спасению! — не растерялся Отважный логопед.


В зной палящий и в морозы —
Выходите на вопросы!
Там и закрепите достижения —
Прочь влияния извне!
И вопросы всей стране
Задавайте до изнеможения.
Островитяне поверили Отважному Логопеду и тоже стали отважными: решились на похождения в мир людей со здоровой речью — под предводительством Отважного Логопеда, который был уверен, что ничего страшного островитянам не грозит, если они будут защищать свою речь хорошо обученной рукой. (Назвали они эти похождения системой функциональных тренировок.)
И было это не зря! Стал засыхать третий корень — и стало погибать Древо Заикания. А в жизни островитян всё стало налаживаться…
Особенно же радостно было самим островитянам услышать плавную речь тех своих соплеменников, которые раньше вообще не могли говорить. Все даже забыли звучание их голосов — ведь были среди островитян такие вынужденные молчуны.


А учение американского нейрофизиолога Карла Прибрама о голографической модели памяти помогло Отважному Логопеду убедиться в правильности своих выводов о том, как важно убрать все головы дракона. Ведь согласно этому учению, память локализуется не в отдельных участках головного мозга, а распределена по всей коре. И любые памятные знаки — в нашем случае, памятные знаки заикания — ассоциативно могут восстановить всю картину заикания в целом.
Эту память невозможно стереть, но, согласно второму свойству голограммы, её можно сделать недоступной — исключив ключевые, памятные знаки.
Слава о подвиге Отважного Логопеда разнеслась по миру. И объявили его люди профессором. И все узнали, что зовут его красивым именем Лилия.
Описала Лилия все свои приключения в Книге странствий под названием:
«Как лечить заикание».
Продолжение сказки




И тогда Лилия решила рассказать о своей методике всем учёным (а мы знаем, что учёные — народ серьёзный и не привык верить в сказки). Поэтому на смену сказочному Древу появилась Схема симптомов заикания. На ней видны три главных корня и великое множество веточек. Мы замечаем, что эти веточки — симптомы — затрагивают не только вербальные, но и невербальные компоненты речи наших островитян.
А страшный многоглавый Дракон превратился в строгий Декагон – многоугольник, где каждый угол равен одной голове дракона. Оставишь один угол – не победишь Дракона.
Появилась и Пирамида терапии заикания, в которой, согласно Декагону, отражены все направления работы.
И назвала Лилия свою систему помощи островитянам Комплексной методикой устойчивой нормализации речи при заикании, которая способна избавить от заикания полностью и навсегда, независимо от степени тяжести и этиологии, без медикаментов.
Так отважная Лилия развеяла миф о неизлечимости заикания.
Огонь души нашего героя зажёг сердца многих других логопедов и сделал их такими же отважными. На месте страшного острова раскинулась цветущая страна, которая получила имя Отважного Логопеда — Арлилия.
И была отважная Лилия (в миру — Лилия Зиновьевна Арутюнян) очень довольна и спокойна: её методика теперь в надёжных руках.
Конференция, часть 4
Сегодня заглянем в архив и покажем отдаленные результаты выпускников центра. Эти ребята уже давно завершили курс, но их истории навсегда остались с нами. В «Арлилии» мы встретили их совсем детьми, а теперь это уверенные юноши со свободной, яркой речью.
Конференция, часть 5
Главное, во что поверила Лилия Зиновьевна и что смогла доказать - это то, что заикание излечимо. Давайте послушаем, как она об этом говорит.
Конференция, часть 6
Выпускник Родион из Архангельска проходил курс 10 лет назад. Сейчас он учится на факультете прикладной математики и информатики МГУ и смог лично прийти на конференцию, чтобы рассказать о своём пути.
Конференция, часть 7
Родители учеников тоже выступили на конференции! Мама выпускника Миши - и сама логопед, но даже им долго не удавалось найти помощь: место, где получится восстановить плавную и уверенную речь мальчика. Изменила все встреча с «Арлилией»! В видео история Галины и Миши.
Конференция, часть 8
И холодно в груди,
К «Арлилии» ступеням
Ты в сумерках приди…
Там встретишь логопедов,
Забывших про семью.
Они всегда готовы исправить речь твою
Марина Борисовна Соколова поделилась трогательным стихотворением из мюзикла, созданного к 80-летию Лилии Зиновьевны, и с душой рассказала о работе центра:
Центр Арлилия – это творческое содружество высококвалифицированных специалистов из Москвы и других городов России. Cейчас у Арлилии 7 филиалов (в Уфе, Нижний Новгороде, Самаре, Тольятти, Ижевске, Новокузнецке, Вологде).
Автор методики, профессор Лилия Зиновьевна Арутюнян является научным руководителем и консультантом специалистов Центра.
А на фото – команда «Арлилии» и наши большие, по-настоящему важные цели, к которым мы стремимся каждый день.
Развеять миф о неизлечимости заикания – одна из главных задач «Арлилии»
К нам часто приходят с обратными установками: «ничего не изменить», «это навсегда». Послушайте, как об этом говорит мама Влада, которая не отчаялась и продолжала искать.
В видео – её рассказ и речь Влада до и после курса.
Конференция, часть 9
Функциональные тренировки – важнейшая часть нашей работы. Начинаются они с первых дней занятий, когда мы выносим из кабинета в реальную жизнь все, чему научились.
Функциональные тренировки – это целый калейдоскоп речевых ситуаций, учитывающих индивидуальные проблемы каждого ученика. С их помощью можно проверить речь на стрессоустойчивость и развить навыки общения, которые раньше были ограничены заиканием.
Сначала эта работа происходит с помощью и под контролем специалистов центра, а с течением времени тренировки речи в различных жизненных ситуациях становятся всё более самостоятельными, и в конце концов ученики овладевают всей гаммой речевых поступков активно живущего человека.
Конференция, часть 10
Центр работает как очно, так и онлайн. Дистанционный формат принес свои преимущества: мы стали ближе к семьям наших подопечных, а география нашей аудитории заметно расширилась.
В этом шуточном ролике о том, как проходят дистанционные занятия в «Арлилии»
Конференция, часть 11
Методика эффективна не только на русском, но и при изучении иностранного или в условиях двуязычия.
Мы уже использовали её на английском, японском, греческом и китайском языках.
У Арлилии есть опыт работы с переводчиками, благодаря чему подход становится понятным и удобным для учеников из разных стран.
В ролике можно увидеть, как это применяется на практике
Конференция, часть 12
Сформировать новую речевую личность, свободную как в вербальном, так и в невербальном общении, помогают тренинги по коммуникативным техникам и занятия свободным выразительным движением.
Эти занятия органично вплетаются в общую систему преодоления заикания и проводятся по авторским программам, разработанным специально для учеников Арлилии.
Конференция, часть 13
Одной из самых сложных функциональных тренировок является публичное выступление. Чтобы у учеников было больше возможностей для практики, мы проводим такие занятия специально.
Для взрослых они проходят каждый месяц, для детей — два раза в год. Выступления и диспуты на важные и актуальные темы мы называем речевыми экзаменами. Через них многократно проходит каждый арлилиевец.
Несколько кадров для наглядности: в первом ролике — фрагменты детского речевого экзамена, во втором — очно-дистанционный диспут среди взрослых про высшее образование.
Конференция, часть 14
Важным стимулом для работы над собой и речью мы считаем формирование у арлилиевцев собственного речевого идеала и стремления к личному успеху в выступлениях.
Так в «Арлилии» появились конкурсы ораторов.
Знакомьтесь: наш первый победитель этого уникального соревнования!
Конференция, часть 15
Всеми любимые новогодние спектакли, «капустники», в честь дня рождения Центра тоже являются частью общего процесса. Это момент, когда речь, которая раньше доставляла одни неприятности, становится моментом гордости, так как звучит не просто плавно, а ярко и выразительно.
Стать артистом — это быть убедительным на сцене, а значит, не только красиво говорить, но и свободно, раскрепощённо двигаться. Через эту школу проходит каждый арлилиевец, от мала до велика.
Конференция, часть 16
В тёплой и вместе с тем торжественной обстановке выпускники Центра получают медали «Выпускник Арлилии». Мы искренне считаем своих учеников настоящими героями, достойными этой награды. Ведь эти два года были не только временем речевой работы, но и временем преодоления и внутреннего роста.
Мы рады встрече со своими выпускниками и счастливы видеть, что заикание больше не мешает им идти к своим целям и воплощать мечты.
В этом видео один из выпускников, Сергей, делится тем, насколько непросто было пройти путь преодоления – и как этот опыт помогает ему сегодня жить так, как он всегда хотел.
А тут можно посмотреть ролик о компании Сергея
Конференция, часть 17
Продолжаем делиться историями побед наших выпускников. В этом видео Сергей (а у нас их много!) защищает диссертацию, а потом говорит очень тёплые слова благодарности своему логопеду - Лилии Зиновьевне Арутюнян.
Конференция, часть 18
Выражаем глубокое почтение профессору Лилии Зиновьевне Арутюнян, посвятившей жизнь самоотверженной борьбе с заиканием. Лилия Зиновьевна создала целостное учение о заикании, комплексную методику его преодоления и на деле доказала, что заикание можно победить. Мы, ученики-единомышленники, благодарны Лилии Зиновьевне за возможность смело и творчески продолжать её дело.
А сейчас посмотрим на отдалённые результаты учеников! В начале видео вы услышите речь Виталия сегодня, а во второй части – фрагмент речи до работы по методике.
Конференция, часть 19
«Я стал делать то, что я хочу делать в жизни, а не то, что хотят другие. Потому что сказать «да» всегда было проще, чем сказать «нет» и обосновывать свой ответ.»
«Вот и пошло! Теперь не трусь!
Куда девалась лень былая!
За что угодно я берусь,
Отказываться не желая.»
(Из стихотворения Д. Самойлова)
На конференции выступили не только специалисты центра, но и его выпускники. Послушайте, как они читают стихи и как сильны, как душевны их слова.
Продолжаем делиться историями наших выпускников!
В этом видео Мстислав спустя 14 лет после первого занятия в Арлилии подробно рассказывает о своём пути:
— какие трудности были до начала лечения,
— как прошёл волнительный телефонный разговор с самой Лилией Зиновьевной,
— и о том, как он навсегда поверил в то, что может говорить так, как он этого хочет.
Конференция, часть 20
Встречайте Сергея!
Он выступил на конференции как участник с самым долгосрочным и устойчивым результатом чистой речи — спустя 18 лет после занятий!
Конференция, часть 21
С чего начинается работа по преодолению заикания? После консультации и подготовительного этапа наступает основной курс. И первый его шаг — это режим молчания. Да-да, даже у наших пятилетних учеников! Но разве такое возможно?
Этот этап часто вызывает вопросы. Поэтому о нём подробно рассказывает Наталья Александровна, специалист по работе с детьми:
• Зачем нужно молчать?
• Сколько длится этот период?
• Как убедить даже самого разговорчивого ребёнка помолчать?
А во втором ролике мамы учеников и взрослые участники курса делятся своими впечатлениями о режиме молчания.
Конференция, часть 22
Ранее мы рассказали о режиме молчания, но все же есть программа, где можно обойтись без него. Это «Скорая помощь» – программа для самых маленьких, ведь наш главный лозунг: «Остановим заикание в детстве». А подробнее о ней рассказала логопед филиала в Ижевске Ольга Юрьевна Черных.
В видео вы узнаете, почему так важно обратиться за помощью сразу, как правильно вести себя родителям и за какое время можно вернуть речь ребенка в норму.
Конференция, часть 23
Когда-то Лилия Зиновьевна создала свою методику для взрослых, но сегодня она подходит заикающимся любого возраста.
В первом ролике логопед Евгения Анатольевна Алимова рассказывает о различиях в подходах для детей, подростков и взрослых.
Во втором вы увидите долгосрочные результаты трёх девушек разного возраста, которые прошли путь к свободной речи.
Конференция, часть 24
В Арлилии мы используем комплексный подход к коррекции заикания. Важная часть программы — психотелесная работа. На конференции Вячеслав Дмитриевич рассказал о своих занятиях «Живым и выразительным движением» и поделился необычной историей знакомства с методикой — ещё до появления центра.
А второй музыкальный ролик — об атмосфере самих занятий.
Конференция, часть 25
Мы рады, что сегодня «Арлилия» представлена не только в Москве, но и ещё в семи городах России, где работают наши высококвалифицированные специалисты. Теперь за помощью не обязательно ехать в столицу — можно смело обращаться в ближайший филиал.
Это видео о филиале в Новокузнецке. Из опыта работы: Татьяна Владимировна Доценко.
Конференция, часть 26
Конференцию посетила логопед «Арлилии» из Нижнего Новгорода, Людмила Федоровна Миодушевская. Вот как она говорит о своей работе:
«Это дело государственной важности! Потому что никто не влезал в шкуру заикающегося: когда у него все кипит, мозг зашумлен. Это действительно трагедия всей жизни. А тут человек становится настоящим, без всяких комплексов, начинает говорить свободно и хорошо адаптируется в обществе.»
Скоро будет 35 лет, как Людмила Фёдоровна помогает детям и взрослым справиться с заиканием по методике Лилии Зиновьевны. А их первая встреча случилась 55 лет назад! На конференции Людмила Фёдоровна поделилась воспоминаниями и опытом.
➖1-й ролик
Живое выступление Людмилы Федоровны на конференции
➖2-й ролик
Её мастер-класс в Москве
➖3-й ролик
Выпускники филиала в Нижнем Новгороде и их результаты
Конференция, часть 27
Людмила Алексеевна Бехтольд, логопед уфимского филиала «Арлилии», рассказала о важности наставников и командной работы. В сложных случаях логопеды делятся опытом и помогают друг другу находить решения. Также она отметила онлайн-экзамены — для учеников это возможность показать себя и выступить перед аудиторией, даже находясь далеко от Москвы.
Результаты работы
У Бехтольд Людмилы Алексеевны уже 52 выпускника, часть из которых можно услышать в этом видео!
Конференция, часть 28
Конференция «Заикание глазами заикающихся и специалистов» состоялась благодаря поддержке Московского педагогического государственного университета и лично профессоров кафедры логопедии Ольги Святославовны Орловой и Татьяны Борисовны Филичевой.
В первом видео выступает Ольга Святославовна, во втором — Татьяна Борисовна.
Конференция, часть 29
Конференция завершилась словами благодарности за содействие в её организации и вручением памятных подарков ученикам и выпускникам.