Новости Арлилии: 17 мая 2025 года прошла научно-практическая конференция «Эффективный подход к решению проблемы заикания»
Работаем в центре и онлайн по всему миру. Встреча с логопедом по предварительной записи, просьба оставлять заявку на сайте.
Центр лечения заикания «Арлилия» Центр лечения заикания
Записаться На консультацию
Задать вопрос логопеду
г. Москва, Осташковская 9, корп. 5, офис 5 Пн-Пт с 10:00 до 18:00 по Московскому времени

17 мая 2025 года прошла научно-практическая конференция «Эффективный подход к решению проблемы заикания»


Друзья!

Этот год особенный для нас — праздничный и юбилейный: мы отметили 95-летие Лилии Зиновьевны и 18-летие (совершеннолетие!) «Арлилии».

По этому случаю 17 мая прошла научно-практическая конференция «Эффективный подход к решению проблемы заикания» в Международном университете психолого-педагогических инноваций. На ней выступили не только специалисты центра из Москвы и филиалов «Арлилии», но что особенно ценно для нас, выпускники центра, которые прошли путь преодоления от тяжёлого заикания к плавной речи и свободному общению. Этот день можно считать ретроспективой пройденного пути.

Конференция, часть 1

Начнем с видео Плякиной Натальи Анатольевны, логопеда «Арлилии» в городе Тольятти. Она уже 40 лет работает по методике и была первопроходцем - одной из тех, кто стоял у истоков и учился у Лилии Зиновьевны в городе Куйбышеве (сейчас Самара).

Наталья Анатольевна вспоминает летние выезды в пионерский лагерь на берегу озера – можно сказать, микрокурсы для взрослых и детей того времени.

Конференция, часть 2

В адрес Лилии Зиновьевны в день ее юбилея пришло множество поздравлений от учеников и выпускников Центра. Вот некоторые из них. Сложно поверить, что эти люди когда-то заикались.

Конференция, часть 3

photo_2025-07-31_13-44-06.jpg

Жил отважный логопед,
Избавлял людей от бед.
Иногда он помогал или нет
А когда не знал, как быть,
Начинал всегда творить
И себе не позволял он отступить.

В океане речи Отважному логопеду покорились многие острова и рифы, но совершенно неприступным оставался один таинственный остров.

Древо заикания

photo_2025-07-31_13-44-11.jpg

Решила тогда она поселиться среди них на Острове и наблюдать за их жизнью. И вот, что она увидела. Оказалось, причиной всех бед острова ЗАИКАНИЯ было коварное дерево, которое роняло свои  ядовитые семена прямо в души самых маленьких беззащитных островитян.

После этого в душе малыша прорастал сначала один опасный корешок этого дерева (назвали его ЗАПИНКИ — иногда он был на вид слабенький и вроде бы безобидный). Потом появлялся второй корешок, который со временем всё больше укреплялся — это было волнение по поводу запинок. Ему было неприятно спотыкаться, и умный малыш не хотел показывать всем свои некрасивые запинки. Тогда он решал так: «Лучше промолчу. Или сделаю вид, что слово забыл…» Вот и всё!

Как только малыш начинал прятать от всех свои запинки — коварному дереву только этого и надо! Тут же пускало оно третий корень, название которому — желание скрыть факт заикания.

На трёх корнях укреплялось древо заикания. И вот уже ввысь вытягивается толстый и крепкий ствол страхов, а цепкие ветви из уловок и навязчивых мыслей опутывают человека, как паутина. И вот он уже сам себе не хозяин — его жизнью командует ядовитое дерево.

Многоголовый дракон

photo_2025-07-31_13-44-15.jpg

И таким страшным показалось это дерево, что почудилось Отважному логопеду: корни и ветви превратились в головы настоящего многоголового Дракона — как в самой злой сказке.

Как же такого победить? На счастье, в сказках есть ответ: нужно рубить все головы сразу! Оставишь хоть одну — не сдобровать: остальные отрастут заново. Как только понял это Отважный логопед — не испугался, а обрадовался, ведь отваги ему не занимать! День за днём он неустанно трудился и думал думу, как срубить эти злосчастные головы. И вдруг понял: победить это чудище можно... голыми руками. Ведь руки человека — удивительны!

Пусть обученная рука поможет отремонтировать сломанный темп и ритм речи бедных островитян, раз их механизм (в науке это называют «внутренняя синхронизация естественного речевого цикла») из-за ядовитого дерева не работает.

Это были первые шаги будущей стройной методики.

photo_2025-07-31_13-44-20.jpg

Островитяне вдохновились первыми успехами и благодарили своего спасителя. Но не получалось пока срубить все головы дракона разом, и по-прежнему бывало, что заикание оживало и набрасывалось на человека. Как же быть? Не успокаивался Отважный логопед! Он не привык сдаваться и продолжал верить в победу.

Ага! Нужно передать руке другие волшебные свойства, рассуждал он. И вот ОБУЧЕННАЯ РУКА стала ещё более ловкой и умной: научилась она диктовать расслабление и спокойствие перед речью, мягкую атаку голоса (особенно в первом, самом опасном для всех ОСТРОВИТЯН, слоге), слитность внутри речевого отрезка, его ритмико-интонационный рисунок — и всё-всё, что необходимо, чтобы речь потекла плавно и спокойно, как речка.

Первый корешок Древа (запинки) таким образом получилось полностью засушить, и второй корень (волнение, связанное с актом речи) явно ослаб. А вот третий корень (желание скрыть свою проблему) пока так и остался живым! Всё ещё норовили островитяне скрыть свой недуг, и от этого третий корень только укреплялся и питал всё дерево.

Раз Древу Заикания выгодно, чтоб ты спрятался (скрылся), значит, делать нужно всё наоборот — раскрыться! Вот путь к спасению! — не растерялся Отважный логопед.

photo_2025-07-31_13-44-24.jpg

photo_2025-07-31_13-44-27.jpg

И произнёс он своим подопечным:

В зной палящий и в морозы —
Выходите на вопросы!
Там и закрепите достижения —
Прочь влияния извне!
И вопросы всей стране
Задавайте до изнеможения.

Островитяне поверили Отважному Логопеду и тоже стали отважными: решились на похождения в мир людей со здоровой речью — под предводительством Отважного Логопеда, который был уверен, что ничего страшного островитянам не грозит, если они будут защищать свою речь хорошо обученной рукой. (Назвали они эти похождения системой функциональных тренировок.)

И было это не зря! Стал засыхать третий корень — и стало погибать Древо Заикания. А в жизни островитян всё стало налаживаться…

Особенно же радостно было самим островитянам услышать плавную речь тех своих соплеменников, которые раньше вообще не могли говорить. Все даже забыли звучание их голосов — ведь были среди островитян такие вынужденные молчуны.

photo_2025-07-31_13-44-32.jpg

photo_2025-07-31_13-44-35.jpg

И нашлось подтверждение многим наблюдениям и догадкам Отважного Логопеда в мудрых книгах самых разных учёных (всех и не перечесть). Например, учение академика Н. П. Бехтеревой об УПС помогло Отважному Логопеду объяснить островитянам, почему работа над речью должна быть долгой и почему нельзя верить первым результатам: они обманчивы и неустойчивы — Древо Заикания очень живуче.

А учение американского нейрофизиолога Карла Прибрама о голографической модели памяти помогло Отважному Логопеду убедиться в правильности своих выводов о том, как важно убрать все головы дракона. Ведь согласно этому учению, память локализуется не в отдельных участках головного мозга, а распределена по всей коре. И любые памятные знаки — в нашем случае, памятные знаки заикания — ассоциативно могут восстановить всю картину заикания в целом.

Эту память невозможно стереть, но, согласно второму свойству голограммы, её можно сделать недоступной — исключив ключевые, памятные знаки.

Слава о подвиге Отважного Логопеда разнеслась по миру. И объявили его люди профессором. И все узнали, что зовут его красивым именем Лилия.

Описала Лилия все свои приключения в Книге странствий под названием:
«Как лечить заикание».

Продолжение сказки

photo_2025-08-02_18-45-58.jpg

photo_2025-07-31_16-37-28.jpg

photo_2025-07-31_16-37-29.jpg

photo_2025-07-31_16-37-30.jpg

Сам Папа Римский захотел познакомиться с Лилией. Он назвал придуманный ею метод «Чудом труда», но только Лилия и её ученики знали, что это чудо стало реальностью благодаря большому желанию и терпеливому труду.

И тогда Лилия решила рассказать о своей методике всем учёным (а мы знаем, что учёные — народ серьёзный и не привык верить в сказки). Поэтому на смену сказочному Древу появилась Схема симптомов заикания. На ней видны три главных корня и великое множество веточек. Мы замечаем, что эти веточки — симптомы — затрагивают не только вербальные, но и невербальные компоненты речи наших островитян.

А страшный многоглавый Дракон превратился в строгий Декагон – многоугольник, где каждый угол равен одной голове дракона. Оставишь один угол – не победишь Дракона.

Появилась и Пирамида терапии заикания, в которой, согласно Декагону, отражены все направления работы.

И назвала Лилия свою систему помощи островитянам Комплексной методикой устойчивой нормализации речи при заикании, которая способна избавить от заикания полностью и навсегда, независимо от степени тяжести и этиологии, без медикаментов.

Так отважная Лилия развеяла миф о неизлечимости заикания.

Огонь души нашего героя зажёг сердца многих других логопедов и сделал их такими же отважными. На месте страшного острова раскинулась цветущая страна, которая получила имя Отважного Логопеда — Арлилия.

И была отважная Лилия (в миру — Лилия Зиновьевна Арутюнян) очень довольна и спокойна: её методика теперь в надёжных руках.

Конференция, часть 4

Сегодня заглянем в архив и покажем отдаленные результаты выпускников центра. Эти ребята уже давно завершили курс, но их истории навсегда остались с нами. В «Арлилии» мы встретили их совсем детьми, а теперь это уверенные юноши со свободной, яркой речью.

Конференция, часть 5

Главное, во что поверила Лилия Зиновьевна и что смогла доказать - это то, что заикание излечимо. Давайте послушаем, как она об этом говорит.

Конференция, часть 6

Выпускник Родион из Архангельска проходил курс 10 лет назад. Сейчас он учится на факультете прикладной математики и информатики МГУ и смог лично прийти на конференцию, чтобы рассказать о своём пути.

Конференция, часть 7

Родители учеников тоже выступили на конференции! Мама выпускника Миши - и сама логопед, но даже им долго не удавалось найти помощь: место, где получится восстановить плавную и уверенную речь мальчика. Изменила все встреча с «Арлилией»! В видео история Галины и Миши.

Конференция, часть 8

001-Ролик Арлилии-2020_ver5_Parth II_ПО ГЛАВАМ.mp4_snapshot_00.00.000 копия.jpg
photo_2025-08-08_18-21-34.jpg

Когда на сердце тяжесть 
И холодно в груди,
К «Арлилии» ступеням 
Ты в сумерках приди…
Там встретишь логопедов, 
Забывших про семью. 
Они всегда готовы исправить речь твою

Марина Борисовна Соколова поделилась трогательным стихотворением из мюзикла, созданного к 80-летию Лилии Зиновьевны, и с душой рассказала о работе центра:

Центр Арлилия – это творческое содружество высококвалифицированных специалистов из Москвы и других городов России. Cейчас у Арлилии 7 филиалов (в Уфе, Нижний Новгороде, Самаре, Тольятти, Ижевске, Новокузнецке, Вологде).
Автор методики, профессор Лилия Зиновьевна Арутюнян является научным руководителем и консультантом специалистов Центра.

А на фото – команда «Арлилии» и наши большие, по-настоящему важные цели, к которым мы стремимся каждый день.

Развеять миф о неизлечимости заикания – одна из главных задач «Арлилии»
К нам часто приходят с обратными установками: «ничего не изменить», «это навсегда». Послушайте, как об этом говорит мама Влада, которая не отчаялась и продолжала искать.
В видео – её рассказ и речь Влада до и после курса.

Конференция, часть 9

Функциональные тренировки – важнейшая часть нашей работы. Начинаются они с первых дней занятий, когда мы выносим из кабинета в реальную жизнь все, чему научились.

Функциональные тренировки – это целый калейдоскоп речевых ситуаций, учитывающих индивидуальные проблемы каждого ученика. С их помощью можно проверить речь на стрессоустойчивость и развить навыки общения, которые раньше были ограничены заиканием.

Сначала эта работа происходит с помощью и под контролем специалистов центра, а с течением времени тренировки речи в различных жизненных ситуациях становятся всё более самостоятельными, и в конце концов ученики овладевают всей гаммой речевых поступков активно живущего человека.

В ролике Натальи видна последовательность тренировок — от простого к сложному, при этом речь становится всё свободнее.

Конференция, часть 10

Центр работает как очно, так и онлайн. Дистанционный формат принес свои преимущества: мы стали ближе к семьям наших подопечных, а география нашей аудитории заметно расширилась.

В этом шуточном ролике о том, как проходят дистанционные занятия в «Арлилии»

Конференция, часть 11

Методика эффективна не только на русском, но и при изучении иностранного или в условиях двуязычия.

Мы уже использовали её на английском, японском, греческом и китайском языках.

У Арлилии есть опыт работы с переводчиками, благодаря чему подход становится понятным и удобным для учеников из разных стран.

В ролике можно увидеть, как это применяется на практике

Конференция, часть 12

Сформировать новую речевую личность, свободную как в вербальном, так и в невербальном общении, помогают тренинги по коммуникативным техникам и занятия свободным выразительным движением.
Эти занятия органично вплетаются в общую систему преодоления заикания и проводятся по авторским программам, разработанным специально для учеников Арлилии.

Конференция, часть 13

Одной из самых сложных функциональных тренировок является публичное выступление. Чтобы у учеников было больше возможностей для практики, мы проводим такие занятия специально.

Для взрослых они проходят каждый месяц, для детей — два раза в год. Выступления и диспуты на важные и актуальные темы мы называем речевыми экзаменами. Через них многократно проходит каждый арлилиевец.

Несколько кадров для наглядности: в первом ролике — фрагменты детского речевого экзамена, во втором — очно-дистанционный диспут среди взрослых про высшее образование.

Конференция, часть 14

Важным стимулом для работы над собой и речью мы считаем формирование у арлилиевцев собственного речевого идеала и стремления к личному успеху в выступлениях.
Так в «Арлилии» появились конкурсы ораторов.

Знакомьтесь: наш первый победитель этого уникального соревнования!

Конференция, часть 15

Всеми любимые новогодние спектакли, «капустники», в честь дня рождения Центра тоже являются частью общего процесса. Это момент, когда речь, которая раньше доставляла одни неприятности, становится моментом гордости, так как звучит не просто плавно, а ярко и выразительно. 

Стать артистом — это быть убедительным на сцене, а значит, не только красиво говорить, но и свободно, раскрепощённо двигаться. Через эту школу проходит каждый арлилиевец, от мала до велика.

Конференция, часть 16

В тёплой и вместе с тем торжественной обстановке выпускники Центра получают медали «Выпускник Арлилии». Мы искренне считаем своих учеников настоящими героями, достойными этой награды. Ведь эти два года были не только временем речевой работы, но и временем преодоления и внутреннего роста.

Мы рады встрече со своими выпускниками и счастливы видеть, что заикание больше не мешает им идти к своим целям и воплощать мечты.

В этом видео один из выпускников, Сергей, делится тем, насколько непросто было пройти путь преодоления – и как этот опыт помогает ему сегодня жить так, как он всегда хотел.

А тут можно посмотреть ролик о компании Сергея

Конференция, часть 17

Продолжаем делиться историями побед наших выпускников. В этом видео Сергей (а у нас их много!) защищает диссертацию, а потом говорит очень тёплые слова благодарности своему логопеду - Лилии Зиновьевне Арутюнян.

Конференция, часть 18

Выражаем глубокое почтение профессору Лилии Зиновьевне Арутюнян, посвятившей жизнь самоотверженной борьбе с заиканием.  Лилия Зиновьевна создала целостное учение о заикании, комплексную методику его преодоления и на деле доказала, что заикание можно победить. Мы, ученики-единомышленники, благодарны Лилии Зиновьевне за возможность смело и творчески продолжать её дело.

А сейчас посмотрим на отдалённые результаты учеников! В начале видео вы услышите речь Виталия сегодня, а во второй части – фрагмент речи до работы по методике.

Конференция, часть 19

«Я стал делать то, что я хочу делать в жизни, а не то, что хотят другие. Потому что сказать «да» всегда было проще, чем сказать «нет» и обосновывать свой ответ.»

«Вот и пошло! Теперь не трусь!
Куда девалась лень былая!
За что угодно я берусь,
Отказываться не желая.»

(Из стихотворения Д. Самойлова) 

На конференции выступили не только специалисты центра, но и его выпускники. Послушайте, как они читают стихи и как сильны, как душевны их слова.

Продолжаем делиться историями наших выпускников!

В этом видео Мстислав спустя 14 лет после первого занятия в Арлилии подробно рассказывает о своём пути:

 — какие трудности были до начала лечения, 
— как прошёл волнительный телефонный разговор с самой Лилией Зиновьевной, 
— и о том, как он навсегда поверил в то, что может говорить так, как он этого хочет.

Конференция, часть 20

Встречайте Сергея!
Он выступил на конференции как участник с самым долгосрочным и устойчивым результатом чистой речи — спустя 18 лет после занятий!

Конференция, часть 21

С чего начинается работа по преодолению заикания? После консультации и подготовительного этапа наступает основной курс. И первый его шаг — это режим молчания. Да-да, даже у наших пятилетних учеников! Но разве такое возможно?

Этот этап часто вызывает вопросы. Поэтому о нём подробно рассказывает Наталья Александровна, специалист по работе с детьми:

• Зачем нужно молчать?
• Сколько длится этот период?
• Как убедить даже самого разговорчивого ребёнка помолчать?

А во втором ролике мамы учеников и взрослые участники курса делятся своими впечатлениями о режиме молчания.

Конференция, часть 22

Ранее мы рассказали о режиме молчания, но все же есть программа, где можно обойтись без него. Это «Скорая помощь» – программа для самых маленьких, ведь наш главный лозунг: «Остановим заикание в детстве». А подробнее о ней рассказала логопед филиала в Ижевске Ольга Юрьевна Черных. 

В видео вы узнаете, почему так важно обратиться за помощью сразу, как правильно вести себя родителям и за какое время можно вернуть речь ребенка в норму.

Конференция, часть 23

Когда-то Лилия Зиновьевна создала свою методику для взрослых, но сегодня она подходит заикающимся любого возраста.

В первом ролике логопед Евгения Анатольевна Алимова рассказывает о различиях в подходах для детей, подростков и взрослых.
Во втором вы увидите долгосрочные результаты трёх девушек разного возраста, которые прошли путь к свободной речи.

Конференция, часть 24

В Арлилии мы используем комплексный подход к коррекции заикания. Важная часть программы — психотелесная работа. На конференции Вячеслав Дмитриевич рассказал о своих занятиях «Живым и выразительным движением» и поделился необычной историей знакомства с методикой — ещё до появления центра.

А второй музыкальный ролик — об атмосфере самих занятий.

Конференция, часть 25

Мы рады, что сегодня «Арлилия» представлена не только в Москве, но и ещё в семи городах России, где работают наши высококвалифицированные специалисты. Теперь за помощью не обязательно ехать в столицу — можно смело обращаться в ближайший филиал.

Это видео о филиале в Новокузнецке. Из опыта работы: Татьяна Владимировна Доценко.

Конференция, часть 26

Конференцию посетила логопед «Арлилии» из Нижнего Новгорода, Людмила Федоровна Миодушевская. Вот как она говорит о своей работе:

«Это дело государственной важности! Потому что никто не влезал в шкуру заикающегося: когда у него все кипит, мозг зашумлен. Это действительно трагедия всей жизни. А тут человек становится настоящим, без всяких комплексов, начинает говорить свободно и хорошо адаптируется в обществе.»

Скоро будет 35 лет, как Людмила Фёдоровна помогает детям и взрослым справиться с заиканием по методике Лилии Зиновьевны. А их первая встреча случилась 55 лет назад! На конференции Людмила Фёдоровна поделилась воспоминаниями и опытом.

➖1-й ролик
Живое выступление Людмилы Федоровны на конференции

➖2-й ролик
Её мастер-класс в Москве 

➖3-й ролик
Выпускники филиала в Нижнем Новгороде и их результаты

Конференция, часть 27

Людмила Алексеевна Бехтольд, логопед уфимского филиала «Арлилии», рассказала о важности наставников и командной работы. В сложных случаях логопеды делятся опытом и помогают друг другу находить решения. Также она отметила онлайн-экзамены — для учеников это возможность показать себя и выступить перед аудиторией, даже находясь далеко от Москвы.

Результаты работы 

У Бехтольд Людмилы Алексеевны уже 52 выпускника, часть из которых можно услышать в этом видео!

Конференция, часть 28

Конференция «Заикание глазами заикающихся и специалистов» состоялась благодаря поддержке Московского педагогического государственного университета и лично профессоров кафедры логопедии Ольги Святославовны Орловой и Татьяны Борисовны Филичевой.

В первом видео выступает Ольга Святославовна, во втором — Татьяна Борисовна.

Конференция, часть 29

Конференция завершилась словами благодарности за содействие в её организации и вручением памятных подарков ученикам и выпускникам.


Запишитесь на консультацию
и мы ответим на все интересующие Вас вопросы

Записаться на консультацию