Речевой экзамен в Московском Лесотехническом университете г. Мытищи (3 марта 2006 г.)
Впечатления о выступлении:
Денис П.:
Утром хорошенько позанимался около 1,5 часов. Потом начал нервничать и переживать, что может ничего не получится. Во время речи мысли, что вот сейчас могу заикнуться, всё-таки присутствовали, но я с ними справился. Получилось рассказать не всё, что я хотел, т.к. не очень хорошо помнил, да и так вроде нормально рассказал. Был достаточно расслаблен, но остатки суетливости всё- таки присутствовали, только остатки. Считаю, что недостаточно интонировал и можно было лучше заинтересовать аудиторию. Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу моего темпа (в общем я на нём всё чувствую, но иногда забываюсь и начинаю спешить). Собственная оценка по 10-ти бальной шкале 6. После сегодняшних выступлений чувствую себя подуставшим, может виновата погода.
Андрей М.: Голову иногда поднимал вверх. Стоял спокойно. Но тоже изредка качался. Говорил достаточно громко.
Вера К.: Акцент не очень глубокий. Первый слог иногда не правильный (короткий).
Маша М.: Стояла спокойно. Хорошая рука. Немного было скучно о клетках. На вопросы реагировала спокойно. Думаю, что ты отдохнула во время речи.
Настя К. : Тоже акцент недостаточно глубокий. Хорошо открывала рот. Понравилось, как контролировала глазами.
Максим Б.: Немного суетился, когда раздумывал, что сказать. Говорил лучше, чем в прошлые разы, но монотонность присутствовала
Мария К. : Можно говорить ещё медленнее и лучше чувствовать всё, что нужно.
Александр Ф.: Нервно стоял, чересчур много улыбался.
Вера К.:
Третьего марта был ревой экзамен, который, честно говоря, меня не обрадовал и не обнадежил на будущее. Сейчас объясню почему:
• Во-первых, я готовила одну тему, а говорить пришлось о другом. Просто я думала, что эти студенты психологи, а оказалось, что они экономисты. Я готовила типологию личности по Фрейду, которую может понять человек, занимающийся вплотную психологией. Для дилетанта – это очень сложно. Буквально за минуту я переключилась на другую тематику, и получилось хорошо. Это, кстати, очень хорошая тренировка. В экстремальной ситуации сохранять полное спокойствие и говорить по делу и уметь заинтересовать слушателей. Мне кажется, у меня получилось.
• Во-вторых, выйдя к доске, я просто тряслась, нет, я не стеснялась речи – это просто автоматизм из старой речи, который я еще не преодолела. Как раз была 5 минутная пауза- ребята заполняли бланки. Я в это время начала успокаиваться, двигая без слов большим пальцем – расслабилась не очень. Я расстроилась из-за этого ужасно. Но в процессе выступления, я поняла, что меня внимательно слушают, и успокоилась.
• В-третьих, я не выспалась, и реакции были замедленными – это наложило свой отпечаток на выступление.
Денис П.: Всё замечательно, немного сбивался, но общее впечатление это не портило. У тебя просто замечательное чувство юмора!
Максим Б.: Выбрана замечательная тема. Глаза стали более живыми. Интонацию начал отрабатывать –это заметно. Ты сумел всех рассмешить -это хороший шаг. На такой речи не каждому удаётся это сделать.
Мария К.: Так же, как и у меня, не достаточно отработанная артикуляция. От этого появляется гнусавость. Голос немного тихий и на акценте идёт вверх. Очень печальные глаза. Не до конца расслабляешься. Спешит.
Настя К.: Тихий голос. Не полностью расслабилась. Но сегодня было лучше, чем в предыдущий раз.
Александр К.: Те же ошибки, но лучше, чем в прошлый раз.
Саша Ф.: Отличное выступление. Ты умница.
Андрей М.:
Перед экзаменом немного волновался, не хотел идти первым, думал собраться с мыслями. Планировал рассказать о рейдерах, но буквально за минуту, когда вы рассказывали о нас, передумал и решил рассказать о реформе образования. Слова подбирал по ходу выступления.
Когда начал говорить все волнение ушло, чувствовал себя раскованно. Ошибку с короткой дорожкой замечаю сам. Но когда увлекаюсь, повторяю ее.
Понравилось говорить, аудитория была доброжелательной.
Недоработаны интонация, выразительность голоса, дорожка, расслабление после акцента.
Будем исправлять!
Вера К.: Выступила уверенно, хорошо соблюдала технику речи. Видно, что волновалась. Поэтому, наверное, так быстро закончила выступление. В целом мне понравилось. Только немного спешила.
Мария М.: Волновалась, говорила хорошо. Уверенный голос. Не хватало внутренней уверенности в себе и интонации.
Настя К.: Тихий дрожащий голос. Дрожали руки. Хорошо опадала челюсть, немного нарушала технику. В целом справилась. Молодец!
Саша Ф. : Выступил уверенно. Хорошие глаза.
Денис П.: Хорошее выступление. Иногда короткая дорожка и слегка монотонная речь.
Максим Б.: Поднимал плечи и руки при акценте. Немного монотонно. В целом хорошо! Покраснел, стеснялся темы своего выступления.
Мария К.: Завышает голос на акценте, ускорялась. Ошибки в технике.
Александр К.: Завышает голос и на первом пальце и на акценте. Ускорялся. Был напряжён. Интонировал.
Александр Ф.:
Сначала про себя. Выступлением я доволен. Тему, как сказал, читал и готовил утром в электричке. Я нашел кладезь отличных тем для выступления в научно-познавательных журналах. Действительно, оказавшись в этой среде, где все говорят медленно сам успокаиваешься и настраиваешься на хорошее. Во время выступления постоянно контролировать цепочку «голос---ноги» мне не удавалось. Старался глазами видеть аудиторию. Так получилось, что это первое такое большое мое выступление за последнее время. Были маленькие, да и не такие удачные. Однако повторюсь, выступлением я тоже доволен.
Жаль, что Женя не приехала. Денис говорил спокойно, хорошо. К сожалению, я не видел ни у кого из выступающих, как движется их рука и пальцы, так… были лишь маленькие фрагменты. Поэтому про руку ничего не могу написать. А так, Денис выступил хорошо. Ваша Новая группа (три девушки) – сказать, что все хорошо не могу, у одной одно лучше получается, у другой – другое, а у третьей – то, чего нет у первых двух: то расслабления мало, то немного подтанцовывают, то еще что-нибудь. Но видно было, что они стараются расслабиться.
Маша М.: Короткая дорожка, однако расслабление было видно.
Анастасия К.: Тихий голос.
Мария К.: Когда говорит большим пальцем, очень высоко берёт голос. А так, хорошо, спокойно.
Андрей М. – довольно-таки нормально, только голос тиховат.
Максим Б. - как я помню прошлые выступления, то мне кажется, что прогресс есть. Ничего конкретного выделить не могу. Сам факт того, что есть прогресс, изменения в лучшую сторону – хороший показатель освоения методики.
Вера – хорошо. Мне понравилось!
Александр – видно было, что он напряжен и не расслаблялся во время своего выступления. Суетился и показывал, как напрягается шея во время разговора. Но если он считает, что выступление удалось, возможно, это и так.
Последний выступающий (кажется тоже Максим?!) – был скован, задачи по преодолению скованности и нехватки уверенности выполнил не на все 100%. Был несколько зажат, даже отошел ближе к стенке.
Настя К.:
Все еще сильно волнуюсь на выступлениях. Когда выхожу, сразу голос дрожит, руки трясутся, все забываю! Поэтому и голос тихий и глухой. Замечала иногда, что интонация утвердительная не получается. Высокое начало, высокий акцент. Только не заметила, что дорожка короткая. Я не ставила цель, чтобы было все идеально, я реально смотрю на вещи, поэтому целью моей было расслабиться, особенно артикуляцию, получить удовольствие от выступления. Как мне показалось, артикуляцию я сумела расслабить. Когда чувствовала, что напряжение появляется – останавливалась, пытаясь чувствовать руки и расслабляться! Короче, выступлением своим я недовольна. Я считаю, что для того чтобы чувствовать себя уверенней и не волноваться, мне нужно съездить домой! Обойти все места, где было страшно. Может, тогда, я буду уверенней чувствовать себя на выступлениях! Ведь для меня Москва- это следующий этап жизни, а как можно начинать его, если страхи прошлого еще не преодолены? Но, когда я иду за покупками, я совсем не боюсь, что обо мне подумают люди. Я не боюсь задавать вопросы на улице, мне просто все равно.
Мария К.:
Было волнение, так как аудитория всё же более старшего возраста, чем в школе. Мне показалось, что ребята были благодарными слушателями, так как живо реагировали на выступления, задавали вопросы, обсуждали происходящее между собой, активно интересовались правилами заполнения бланков. Я заранее постаралась максимально сократить текст выступления, чтобы основное внимание сосредоточить на правилах речи. По жребию я должна была выступать одной из последних. Волновалась, что останется совсем мало времени. Конечно же торопилась. Дома во время репетиции на тот же отрезок текста ушло больше времени. Текст был эмоциональный, я знала, что студенты будут хихикать. Поэтому старалась лучше топиться, чтобы не заразиться реакцией. Я считаю, что немного, но это удавалось. И именно благодаря расслаблению. До выступления сделала упражнению на снятие мышечной брони с глаз. Чтобы глаза не бегали, старалась не оглядывать всех сразу, а поочередно уделять внимание каждой части аудитории. Я чувствую. что торопилась сильно, дорожка была короткая, пальцы заплетались, движения не плавные, паузы опять не удались, про щелинку забывала. Догадываюсь, что производила крайне нервное впечатление. Кстати, думаю, что именно невнимательное отношение к щелинке подводило меня до этого в начале фразы.
Маша М.:
Во время предыдущих выступлений волнение было гораздо меньше. Сказалось, скорее всего, количество слушателей и сама обстановка Вуза. Мне было тяжело и в машином вузе и здесь. Наверное, вспоминаются сложности в общении в своём Вузе.
Когда подходила моя очередь, волнение достигло пика. Попыталась просто расслабиться, потом через напряжение. Волнение несколько стихло. Во время выступления удалось расслабиться и почувствовать тело во время пауз всего пару раз. Но получилось достойно выйти и сохранять достоинство. Хотя в середине выступления рассмеялась. И потом долго не могла восстановить утраченное самообладание. Спокойствия не ощущала. Ощущала напряжение в шее и плечах. Руки почти не чувствовала и путала акценты и пятислоговость (часто шла пяльцами назад – от мизинца к большому, наверное, по привычке, приобретённой во время лечения десятилетней давности). Дрожал голос. Но опускать его вроде бы получилось, получилось работать с артикуляцией (скорее всего, это было на автомате).
Касательно остальных выступающих. Хочу особо отметить Дениса и Веру. Единственные два участника, действительно ощутившие, на мой взгляд, спокойствие. Только у них не дрожали руки. Я сидела близко и смогла это видеть.
Остальные хорошо держались. Спокойно смотрели. Недочёты у всех те же.
Вера – недостаточное расслабление артикуляции. И, следовательно, голос чуть-чуть в нос.
Денис – спешка.
Максим – отсутствие интонации.
Саша (который новенький) – телесная и артикуляционная скованность.
Саша Ф. – больше достоинства и собственной значимости.
Андрею – больше работать с интонацией.
Мария К. – больше расслаблять артикуляцию (выдерживая эталоны) и мышцы плечевого пояса. Больше паузы между речевыми отрезками.
Пожелания слушателей:
• Я желаю вам удачи и успехов. Все молодцы!
• Я хочу пожелать вам уверенности в себе, счастья и здоровья. Чтоб в этой жизни вы стали очень счастливыми людьми, и всё у вас получилось!
• Всегда оставайтесь оптимистами! Успехов. Чтобы все достигли тех целей, которые для себя поставили.
• Вы нам очень понравились! Приходите ещё! Можете не на экзамен, а в гости!
• Ребята, вы молодцы! Продолжайте в том же духе и вы достигните тех целей, которые для себя поставили.
• Удачи в достижении цели! Вы можете быть уверены, что большой шаг уже сделан!
• У Вас всех всё получится! Главное вера и стремление. вы молодцы!
• Без сомнений! Только вперёд! Весеннего настроения!
• Очень понравилось выступление Андрея М.. Хоть он выступал первым, но всё-таки смог справиться с волнением! Понравилось выступление Александра Ф. и Максима Б.
• Желаем преодолеть вам все жизненные препятствия, удачи и всего хорошего!
• Вы очень умные и целеустремлённые!
• Оставайтесь такими же милыми, обаятельными, общительными. Спасибо огромное за интересные рассказы, прозвучавшие из ваших уст. Ещё хотелось бы пожелать вам оставаться весёлыми и жизнерадостными ,чтобы вы никогда не переживали по пустякам. Будьте уверены в себе и всё у вас получится!
• Желаю делать всё, всегда и везде! (А.Ф.)
Не стесняйтесь говорить на своём темпе. Как можно больше общайтесь, не замыкайтесь в себе. Всё получится! (А.М.)
Усреднённые результаты речевого экзамена
№ |
Имя, возраст, (сколько времени прошло с начала лечения) |
Среднее количество спазматических задержек* | Внутреннее спокойствие во время речи (макс. 10 баллов) | Уверенное поведение во время речи (макс 10 баллов) | Зрительный контакт во время речи (макс. 10 баллов) |
Умение развернуто отвечать на нестандартные вопросы (макс. 10 баллов) |
Могли бы Вы предположить, что он(она) раньше заикался(лась)? |
|||||
Подготовл. текст | Ответы на вопросы | Подготовл. текст | Ответы на вопросы | Подготовл. текст | Ответы на вопросы | Подготовл. текст | Ответы на вопросы | Да (%) | Нет (%) | |||
1 | Максим Б., 18 лет (4 мес) | 0 | 0 | 9,2 | 8,8 | 9 | 9,1 | 9,4 | 9,3 | 9,8 | 82% | 18% |
2 | Андрей М., 21 год (4 мес) | 0 | 0 | 8,8 | 9,1 | 9 | 9,1 | 9,3 | 9,4 | 9,2 | 68% | 32% |
3 | Денис П., 21 год (4 мес) | 0 | 0 | 9,4 | 9,4 | 9,4 | 9 | 9,5 | 9,5 | 9,3 | 67% | 33% |
4 | Александр Ф., 19 лет (1 год) | 0 | 0 | 9,4 | 9,5 | 9,5 | 9,6 | 9,5 | 9,5 | 9,8 | 2% | 98% |
5 | Маша М., 23 года (20 дней) | 0 | 0 | 9 | 9 | 8,9 | 9,2 | 9,4 | 9,5 | 9,5 | Речь замедлена | |
6 | Мария К., 22 года (20 дней) | 0 | 0 | 8,3 | 8,5 | 8,3 | 8,6 | 8,3 | 8,5 | 8,7 | ||
7 | Анастасия К., 22 года (20 дней) | 0 | 0 | 8,4 | 8,8 | 8,5 | 8,6 | 9,1 | 9 | 8,8 | ||
8 | Вера К., 20 лет (40 дней) | 0 | 0 | 9,2 | 8,9 | 9 | 8,8 | 9,4 | 9,4 | 9,3 | ||
9 | Александр К., 23 года (40 дней) | 0 | 0 | 8,3 | 8,4 | 8,5 | 8,3 | 9,1 | 9,1 | 9,1 |