Диспут на тему: «Привычки. Польза или вред?» (11 августа 2007 г.)
11 августа в вечерней школе прошел очередной Диспут по теме “Привычки – польза или вред?”.
Сначала я представила тему. Было это примерно так…
Привычки бывают полезные и вредные. И у тех и у других есть польза и вред. Польза полезных привычек очевидна, но у них есть и вред. Это все же привычки. Они нас ограничивают – делают наше поведение стереотипным, менее творческим. Например, человек выполняет в течение долгого времени определённую работу. Он привыкает к ней, делает её быстро. Но когда получает какое-то нестандартное задание, уже не может с ним справиться.
С вредными привычками та же картина. Вред-то их ясен, но есть и польза. Они дают нам спокойствие. Покурил, например – снял стресс.
Тут важно понять: чего от привычки больше – пользы или вреда. А потом уже нарекать её для себя полезной или вредной.
А вообще по поводу привычки есть интересное высказывание у У.Теккерея:
“Посеешь поступок – пожнешь привычку,
Посеешь привычку – пожнешь характер,
Посеешь характер – пожнешь судьбу.”
Применительно к исправлению заикания: будем почаще задавать вопросы на улицах. Сделаем бесстрашное задавание вопросов своей привычкой, а бесстрашие – частью своего характера. А у бесстрашного человека совсем другая судьба.
Так было положено начало обсуждению темы. А перед обсуждением было введено новое правило - у постоянного ведущего Вячеслава Колодко будет соведущий. Побыть ведущим – это хорошая речевая тренировка. Научиться поддерживать инициативу у участников диспута, а не гасить её – непростая задача. И её выполняют ведущие. На этот соведущим оказался Андрей О. Вячеслав и Андрей разъяснили новым участникам диспута (а старым – напомнили) правила диспута. Основное правило - нужно не спорить, защищая свою позицию, а высказывать аргументы в подтверждение своей позиции. И по возможности чаще переходить на противоположную сторону, так как если отчаянно спорить, не слушая противоположную сторону, то воспринимаешь вопрос однобоко. А это очень грустно.
После того как участники разделились на противников и защитников привычек, началась бойкая аргументация обеих позиций. Трио Андрея О., Наташи и Ильи так увлеклось защитой своей позиции, что даже пропело хвалебную оду заиканию как одной из привычек. “Клёвая” штука, оказывается! В знак протеста ему люди заканчивают институты, например, или становятся такими хорошими и милыми как сейчас. ? Высказался в защиту привычек и Денис П. – привычка мыть посуду, например: “Поел, и даже не заметил, как уже стоишь и посудку моешь”. Красота!
Противники привычек тоже не молчали. Запомнилась эмоциональная речь Вячеслава: “Привычка – это маленькая смерть! Когда я нахожусь в чем-то привычном, я не замечаю жизни в смысле контактов с окружающим миром…”. Как там у Митяева: “Лето – это маленькая жизнь…” А привычка, соответственно наоборот. А если серьёзно - мощный такой, красивый образ.
Не менее ярким образом поделилась с нами Марина Борисовна: “В смысле обнаружения привычки, люди – это наше зеркало”. А ведь правда – вот чешу я мочку уха при разговоре, и знать об этом не знаю. Не вижу же, не замечаю – привыкла. То есть нередко обнаружить привычку можно только с подачи других людей.
Был поднят и животрепещущий вопрос об исправлении заикания. Что происходит во время лечения? Мы заменяем привычку говорить неправильно на привычку говорить правильно? Или как? И вообще заикание – это привычка? Марина Борисовна ответила на вопрос так… Заикание – это нечто вроде привычки говорить неправильно. И при лечении человек уходит от неё по собственному желанию под наблюдением логопеда. В заикании очень много придуманного, неестественного, не свойственного речи. Мы хотим научить говорить как все люди. Не навязываем новые привычки, а хотим вернуть вас к природе: говорить - как будто дышать. Чтобы речь была естественной, и не думалось – плохо я говорю или хорошо, а просто говорилось, когда захочется. И если я молчу, то не потому что боюсь, а потому что просто не хочу ничего говорить.
А вообще обсуждение так развернулось, что даже ведущие поспорили между собой. Андрей спросил - как жить без привычки дышать или просыпаться по утрам? На что Вячеслав ответил, что это совсем не привычка. Но Андрей не растерялся: “А что это – осознанный выбор?”
В общем, скучно не было, но четкого и однозначного ответа так и не нашли: что же есть привычка – польза или вред?
Результаты речевого экзамена
Имя Фамилия возраст |
Наличие спазмати-ческих задержек (есть запинки или их нет) | Внутреннее спокойствие во время речи (макс. 10 баллов) | Уверенное поведение во время речи (макс. 10 баллов) | Зрительный контакт во время речи (макс. 10 баллов) | Интересное содержание и доступность изложения (макс. 10 баллов) | Интонационная выразительность (макс. 10 баллов) |
Денис П., 23 года | нет | 9,5 | 8,8 | 9,3 | 8,8 | 8,9 |
Анастасия В., 24 года | нет | 7,7 | 7,6 | 7,9 | 6,9 | 7,3 |
Наталья С., 34 года | нет | 6,9 | 7,4 | 7,2 | 7,5 | 7 |
Илья К., 15 лет | нет | 7,8 | 8 | 7,2 | 6,5 | 6,7 |
Андрей О., 25 лет | нет | 7,9 | 8,3 | 7,9 | 8,4 | 7,2 |
Наталья Д., 29 лет | нет | 8,9 | 9 | 8,9 | 8,6 | 8,4 |
Роман Ф. | нет | 9,2 | 9,7 | 9,3 | 9,5 | 8,2 |
Андрей О., 32 года | нет | 9,5 | 9,4 | 9,7 | 9,5 | 8,8 |
Марина Б., 19 лет | нет | 8,2 | 9 | 9,8 | 9,7 | 9,6 |
Мария К., 23 года | нет | 9,6 | 9,4 | 9,1 | 9,4 | 9,4 |
Маша Ф.-М., 24 года | нет | 9,5 | 9,6 | 9,6 | 9,1 | 9 |
и мы ответим на все интересующие Вас вопросы
Заказ звонка
Нажимая кнопку отправить, я даю
согласие на обработку персональных
данных
Логопед свяжется с Вами в течение 2-3 дней