
Нажимая кнопку подписаться, я даю согласие на обработку персональных данных
Диспут на тему: «Могут ли дети чему-то научить взрослых?» (20 октября 2007 г.)

В Центре Коррекции Заикания «Арлилия» прошел диспут по теме «Могут ли дети чему-то научить взрослых?».
Аудитория диспута была обширна по своему и количественному составу, и возрастному. Присутствовали: маленькая Маша, Антон, Муртуз, и представители старшего поколения, по численности превосходившие детей.
Для горячих споров по теме собралось достаточно много народу, и у каждого члена имелись свои аргументы и факты в защиту своей позиции. Ведущим этого диспута, впрочем как и всегда, был Вячеслав Дмитриевич. Он направлял разговор, что было правильным, потому что по мере высказывались идеи, кажущиеся не относящимися к теме вообще, но имеющие глубокий смысл и важное значение для дальнейшего развития дебатов. А иногда разговор заходил в такие дебри, что без помощи Вячеслава Дмитриевича участникам было оттуда не выбраться, потому что споры были жаркими.
Тема оказалось вызывала противоположные реакции. Аргументы сыпались с обеих сторон. Но тех, кто отстаивал мнение о том, что дети могут чему-то научить взрослых, по численности было больше. Из них можно отметить Машу, Евгения Викторовича (папу маленькой Маши), Виктора Г., Марию К., Татьяну С., Андрея Осипова. Из старшего поколения выделялись Наталья Борисовна, Вячеслав Дмитриевич, одни из присутствующих гостей. Но у каждого была возможность поменять свою позицию и высказаться с противоположной точки зрения.
Некоторые участники диспута высказывали очень значимые аргументы, которые знает почти каждый из нас, например, Андрей Осипов: «Устами младенца глаголит истина», или пословица от маленькой Маши: «Добрый пример лучше ста слов».
Длительное время эпицентр спора колебался между двумя вопросами: «Могут ли научить дети?» или «Могут ли научиться взрослые?». Очень важна активная позиция взрослого или ребенка? Берет ли себе на вооружение взрослый то, что хочет ему показать ребенок, что он ему пытается сказать, объяснить и научить своими словами? Или язык детей нам не понятен из-за существующей пропасти между взрослым и ребенком. Взрослый считает себя старше, опытнее, мудрее. Он протестует: Чему меня может научить этот малыш, если я намного старше его?? Я уже повидал столько, сколько ему не снилось!!! Я его учу, я посылаю ему информацию, которую он усваивает, я первичен. Ребенок при рождении – белый лист, а я на нем буду что-то рисовать. И из этого рисунка сложится этот малыш». Но в противовес выдвигается аргумент: «А взрослый содержит в себе столько комплексов, столько стереотипов мышления, которые выводят взрослого из состояния творца. Чего нельзя сказать о ребенке. Поэтому он может выступить ролевой моделью для взрослого. Он может научить его пассивно, сам того не осознавая, через свое поведение, даже своим присутствием. Сюда можно отнести и ответственность, и любовь, и радость к жизни, и детскую непосредственность. Своей энергией, позитивным радостным настроением, любовью к жизни ребенок может разбудить взрослого, показать ему как красив и прекрасен этот мир! Как надо радоваться каждой мелочи в своей жизни! У ребенка весь мир – сказка. А причина – в нем самом. Он на этот мир смотрит именно такими глазами».
Многие дети в младенчестве – гениальны. Ведь все гениальное – просто! Не зря так говорят. Ребенок оперирует образными понятиями видения мира. Поэтому он может объяснить сложное простыми словами, понятными ему. Ребенок чист, чуток. Поэтому ему легко отличить добро от зла, искренность от фальши. Поэтому его поведение можно рассматривать как толчок для преображения и корректировки взрослого восприятия мира. Конечно, это имеет значение только при желании самого взрослого к своему изменению».
Помимо этого обсуждалось, чему ребенок может научить нас целенаправленно, через свою активную позицию. Приводились различные примеры: игре в шахматы, в далеком прошлом – грамоте, и т.д. В данных примерах обозначилась такая особенность. Дети сами сначала получают этот навык от взрослых, а потом сами обучают кого-то. Если не рассматривать источники получения информации у детей, то есть информация уже заложена в ребенка изначально или она получена при помощи внешних факторов, то это тоже правда! И оказывается, что тема оказалось не такой простой, а с многими тонкими моментами и изюминками!
Анализируя весь диспут, можно отметить главную линию, по которой проходило все обсуждение: Хотим ли мы, взрослые, более внимательно присматриваться к нашим детям, видеть в них не просто несмышленого малыша, а человечка с разумом, пусть отличающимся от нашего?! И если забыть на несколько мгновений, что ты взрослый, перед твоими глазами может открыться новый мир, ранее тобой не виденный, в котором ребенок – творец. И таким же можешь стать и ты…только уже в мире, созданным твоими руками, взрослый…
Результаты речевого экзамена
Имя, фамилия, возраст |
Наличие спазмати-ческих задержек (есть запинки или их нет) |
Внутреннее спокойствие во время речи (макс. 10 баллов) |
Уверенное поведение во время речи (макс. 10 баллов) |
Зрительный контакт во время речи (макс. 10 баллов) |
Интересное содержание и доступность изложения (макс. 10 баллов) |
Интонационная выразительность (макс. 10 баллов) |
Наталья С., 34 года |
нет |
6,8 |
7,4 |
7,7 |
6,6 |
6,4 |
Татьяна С., 19 лет |
нет |
9,6 |
9,5 |
9,1 |
9 |
9,2 |
Мария К., 23 года |
нет |
9 |
9,3 |
9,5 |
9,2 |
9,2 |
Андрей О., 25 лет |
нет |
9 |
8,7 |
8,6 |
8,3 |
8,8 |
Маша П., 7 лет |
нет |
9,8 |
9,9 |
9,8 |
9,8 |
10 |
Антон С., 11 лет |
нет |
8,7 |
9,4 |
9,2 |
9,5 |
9,8 |
Андрей О., 33 года |
нет |
9,8 |
9,7 |
9,5 |
9,5 |
9,4 |
Виктор Г., 25 лет |
нет |
8,5 |
8,3 |
9,2 |
9,6 |
8,5 |
и мы ответим на все интересующие Вас вопросы
Заказ звонка
Нажимая кнопку отправить, я даю
согласие на обработку персональных
данных
Логопед свяжется с Вами в течение 2-3 дней