г. Москва, ул.Грекова, д.11

Речевой центр «Арлилия» специализируется на коррекции речи заикающихся взрослых и детей по методике профессора Л.З. Арутюнян

Запись на прием:
+7 (926) 220-73-73

Для учеников центра:
+7 (495) 785-91-70

youtube
vkontakte

Жить без заикания. С детства!

Главная / Программа психотелесного развития

Программа психотелесного развития

 

Программа курса психотелесного развития в Речевом центре «Арлилия».
15 часов.
 
Пояснительная записка.
Работа данным методом с группами заикающихся по их телесному и эмоциональному раскрепощению началась 2003 году. За прошедшие годы сформировалась программа курса психотелесного развития.
Главная цель всей работы в речевом центре Арлилия, не только сделать речь учеников чистой от заикания, но и сформировать у них новое поведение в речевых ситуациях. Такая связка новой речи с новым поведением обеспечивает устойчивость результата обучения.
Поведение человека определяется многими факторами, как внутренними, так и внешними. Нас будут интересовать внутренние, вот некоторые из них: осознаваемые (убеждения, мысли, чувства, эмоциональное и телесное состояние) и не осознаваемые (инстинкты, рефлексы, привычки). Ни один из этих параметров взятый в отдельности не определяет поведение. Они действуют только вместе, создавая единый устойчивый процесс, проявляющийся в поведение человека. Теоретически для описания и понимания этого процесса можно выделить в нем отдельные составляющие, но нужно отдавать себе отчет в том, что на практике процесс не делим. Отсюда следует важный вывод о том, что формирование нового поведения должно осуществляться тоже целостно. Метод должен одновременно воздействовать на все факторы ответственные за поведение, значит он сам должен быть целостным процессом общения. Такой метод (система «Рио Абьерто»)* был создан более 50 лет назад, в Аргентине. В этом методе много форм работы, как групповых, так и индивидуальных. Некоторые из них были адаптированы нами для работы с заикающимися и успешно применяются в речевом центре Арлилия. Поэтому данная программа и сам метод ее реализации являются единым целым.
Особенностью программы является то, что все её задачи решаются одновременно. На отдельном занятии одна из задач проговаривается и на ней делается акцент, ей уделяется больше внимания. Задачи, решаемые на отдельных занятиях по психотелесному развитию, привязаны к этапам и задачам логопедической методики профессора Арутюнян Л.З. и занятиям по риторике в речевом центре Арлилия.
 
* Система «Рио Абьерто» (Открытая река), соединяет в себе множество техник работы с телом, чувствами и умом. Создатель системы развития человека «Рио Абьерто» – Палькос Мария Адела, Буенос-Айрес, Аргентина. Сейчас это международная система, которая применяется в 13 странах Европы и Америки в совершенно разных областях человеческой жизни от психотерапии и телесной реабилитации, до цирка и театра.
 
Основной курс: 4 занятия (в течении 2 недель)
Поддерживающий курс: 6 занятий (1 занятие в месяц (6 месяцев)).
Длительность занятия: 1,5 часа
Форма занятия: групповое занятие с использованием музыки.
 
Главная цель всего курса: Новое речевое поведение учеников, сформированное в единстве с чистой речью.
Задачи основного курса:
1.      Раскрепостить тело и оживить природные рефлексы. Научиться расслабляться в действии.
2.      Улучшить эмоциональные реакции в ситуациях связанных с общением: уменьшить страх, стыд, вину, неприязнь, увеличить радость и оптимизм.
3.      Научиться успокаиваться при сильном эмоциональном состоянии (страхе, гневе, тревоге, обиде и др.).
4.      Развить силу своего голоса, взгляда, жеста.
5.      Уметь долго находиться в центре внимания без смущения и скованности, принимать внимание людей с удовольствием, как поддержку, а не как оценку.
6.      Обрести чувство достоинства, осознать связь этого чувства с осанкой, дыханием, взглядом, голосом и мыслями.
7.      Накопить опыт безопасного, открытого и радостного общения, а также целостного и осознанного присутствия в ситуации общения.
8.      Научится осознавать свои чувства и чувства партнера по общению, научиться доверять своим чувствам.
9.      Научиться легко устанавливать и поддерживать разные виды контакта (зрительный, эмоциональный, телесный, аудиальный).
10. Научиться управлять своим вниманием в ситуации общения: фокусировать, рассеивать, менять направление.
11. Развить способность одновременно видеть себя, других и ситуацию в целом.
Задачи поддерживающего курса:
12. Научиться управлять энергией своего состояния, поддерживать ее нормальный уровень:
а) освобождаться от телесных напряжений, мешающих эмоциональных переживаний, навязчивых мыслей, выражая их через движение, мимику и звук;
б) наполняться энергией черех прикосновение, дыхание, взгляд и воображение;
в) трансформировать негативные эмоции и мысли в позитивные через их принятие и благодарение.
13. Перейти от мотивации избегания заикания, к мотивации достижения чистой речи. Сформировать устойчивую мотивацию на длительную самостоятельную работу по улучшению речи, основанную на саморазвитии и самореализации.
14. Научиться устанавливать доверительные, открытые и долгосрочные отношения с людьми.
15. Расширить арсенал способов достижения целей, основанных на сотрудничестве, а не борьбе и конкуренции.
16. Научиться использовать свои проблемы как ресурс для достижения цели, а не как препятствие на пути к ней.
 
 
Краткое описание метода работы используемого в данной программе.
1. Гимнастика «Рио Абьерто» - имитационная, экспрессивная, дыхательная, расслабляющая.
1.1. Эта гимнастика называется имитационной, поскольку мы считаем, что обучение движению эффективнее происходит через его копирование прямо в движении, а не через интеллект, как это обычно делается в нашей культуре. При использовании этой техники, ученик отдается пластике другого, и это вызывает очень сильное внутреннее расслабление и концентрацию внимания. Затем используется свободная интерпретация музыки, а на более продвинутых ступенях, ученик ведет занятия и, таким образом, проходит три основных ступени: быть ведомым, вести, и ни вести, ни быть ведомым.
1.2. Эта гимнастика называется экспрессивной, потому что мы считаем, что многие из нарушений порождаются невыраженными или выраженными лишь отчасти эмоциональными состояниями, и мы доказали, что, выражая всем своим телом и голосом эмоции, которые в свое время породили зажатость или скованность, можно сбросить накопившееся напряжение и устранить зажатость.
1.3. Эта гимнастика называется дыхательной, поскольку дыхание – единственная органическая функция, подчиняющаяся нашей воле: любой человек, без специальной подготовки, может ускорить ритм дыхания, замедлить его, задержать его на мгновение, и т.д., и стало быть, это прямая связь с нашим органическим миром, которая позволяет познать наши неисследованные области. Воздух – питание для человека, для него важно иметь способность выбирать количество и качество вдыхаемого воздуха в зависимости от ситуации.
Некоторые виды дыхания, сопровождаемые глубоким расслаблением, открывают уровни сознания необыкновенной ясности и проникновения, которых мы обычно не испытываем, которые дают нам новое видение реальности, более всеобъемлющее.
1.4. Эта гимнастика называется расслабляющей, потому что она учит расслабляться не только в состоянии отдыха, но также в действии. Способность быстро переходить от одного проявления к другому, с одного поведения на противоположное, например, от гнева к любви, требует определенной степени расслабленности. Невозможно достичь настоящих изменений, если предварительно не расслабиться.
Гимнастика проводится под музыку, потому что музыка
        элемент необыкновенного богатства, которое позволяет войти в соприкосновение с самой полной гаммой человеческих чувств;
        помогает достичь плавности движений, что очень уравновешивает психику;
        музыкальные ритмы, особенно фольклорные, активизируют рефлексы, обычно находящиеся в латентном состоянии или нарушенные;
        помогает сделать подвижными стереотипные пластики и разнообразить набор возможных пластик.
Обычно участники располагаются по кругу, потому что при такой форме работы все видят лица друг друга и находятся в равной позиции по отношению друг к другу. Круг помогает хорошей циркуляции энергии между участниками, и в то же время, изменяя этот полный круг (сужая его к центру, раздвигая его наружу, вращая его) можно добиться большого энергетического потенциала и лучшей связи между участниками, после чего они чувствуют обновление и живительную силу.
Кроме групповых занятий в зале программа предусматривает индивидуальную работу с учениками по освобождению от личностных ограничений и страхов, мешающих свободной речи. Такая работа проводится через интернет между микрокурсами и закрепляется на занятиях.

 


Наверх