г. Москва, ул.Грекова, д.11

Речевой центр «Арлилия» специализируется на коррекции речи заикающихся взрослых и детей по методике профессора Л.З. Арутюнян

Запись на прием:
+7 (926) 220-73-73

Для учеников центра:
+7 (495) 785-91-70

youtube
vkontakte

Жить без заикания. С детства!

Главная / О методике / Вопросы и ответы / «Какова, на Ваш взгляд, роль мотивации? Пациент должен прежде всего сам хотеть избавиться от заикания или это чувство должен привить ему врач?»

«Какова, на Ваш взгляд, роль мотивации? Пациент должен прежде всего сам хотеть избавиться от заикания или это чувство должен привить ему врач?»

«Без мотивации ни одна работа не выполняется хорошо. В случае заикания, человек, приходя на лечение, имеет мотивацию и не малую. Хорошо, если она связана с карьерными соображениями, или с желанием приобрести большую уверенность и спокойствие. Хуже, когда человек хочет лечиться только для того, чтобы лучше выглядеть. В таком случае он может встретиться с разочарованием, так как в первые 1.5 - 2 месяца лечения, с его точки зрения он будет выглядеть хуже. Следовательно, за редким исключением, мотивация есть. Задача логопеда поддерживать ее в течение всего курса лечения. Логопед и пациент должны работать вместе, в сотворчестве. У каждого своя задача. Дело логопеда объяснить логику методики, обосновать возможность излечения. Во время практических занятий объяснить каждое задание, проверить правильность его выполнения в кабинете и во время общения с посторонними. Если возникает проблема, а заикание крайне коварно, используя опыт и знания, помочь разобраться в ней. Задача пациента не допускать лени и пассивности, не слушать нытиков, не советоваться с умниками, а верить только собственному опыту. Главное, не скрывать даже самых малых проблем ни от себя, ни от логопеда». «Сейчас вопрос - как избавиться от заикания, уже не актуален. Методик (действующих методик!) и всевозможных средств очень много. При желании - излечиться не проблема. Но часто желание у человека либо очень слабое (его просто не хватает на длительное лечение в несколько месяцев/лет), либо его вообще нет (т.е. "приобрести хорошую речь, конечно, ХОЧУ, а вот усилий прилагать к этому НЕ БУДУ" - это голос подсознания). И решить этот вопрос - вопрос мотивации - на общечеловеческом уровне пока никому не удалось». «Не скрою, что меня очень удивило столь смелое и безапелляционное утверждение. Вряд ли оно пойдёт на пользу заикающимся. Во многих современных курсах логопедии, до сих пор проводится мысль, что заикание, как правило, тяжелое, постоянно рецидивирующее заболевание. А в 2002 году, на международной конференции, в Оксфорде один из видных заикологов проф. Conture E.G. характеризуя в своём обзорном докладе современное состояние проблемы с заиканием, назвал его «длинной и извилистой дорогой от рождения до гроба». Всей своей работой мне пришлось в течение многих лет доказывать обратное. Однако, никоим образом нельзя упрощать дело. Заикание – это серьёзнейшая проблема и для работы с ним нужен серьёзный, системный, комплексный подход. Кроме того, чрезвычайно важен критерий оценки результатов. Непосредственные или краткосрочные результаты здесь совершенно не информативны, - слишком это сложное заболевание, охватывающее большую часть систем организма, - устойчивое патологическое с стояния, по Н.А. Бехтеревой, которое стремится к самосохранению и самовосстановлению. Я уже неоднократно предлагала выработанные в течение многолетней практики критерии оценки результатов и уверена, что именно они должны быть использованы при оценке и сравнении различных методик. Что касается вопроса мотивации, то формирование её должно быть необходимым элементом любой методики. Напомню, кстати, известную притчу. - Почему этот мальчик так много успевает? - Потому что он много работает. - А почему он так много работает? - Потому что у него всё получается. Добиться того, чтобы исходная мотивация, за счёт постоянных речевых побед, только усиливалась и укреплялась в процессе лечения – это одна из целей методики. Хотя, к сожалению, это не всегда получается».


Наверх