г. Москва, ул.Грекова, д.11

Речевой центр «Арлилия» специализируется на коррекции речи заикающихся взрослых и детей по методике профессора Л.З. Арутюнян

Запись на прием:
+7 (926) 220-73-73

Для учеников центра:
+7 (495) 785-91-70

youtube
vkontakte

Жить без заикания. С детства!

Главная / О методике / Вопросы и ответы

Вопросы и ответы

Здесь Вы можете познакомиться с ответами Л.З. Арутюнян на наиболее важные и часто встречающиеся вопросы заикающихся. В данном разделе использован материал из форума сайта «stuttering.su».


Лилия Зиновьевна Арутюнян:

«На форуме все чаще стали появляться посты, в которых так или иначе упоминается моя методика. Очень много недоразумений и вопросов на этот счет. Причин тому множество, и я решила открыть на форуме новую тему: Методика Л.З. Арутюнян - вопросы и ответы».

«Понятно, что в рамках форума все ответы на вопросы о таком сложнейшем симптомокомплексе, как заикание, могут носить только схематичный характер».

Сначала несколько общих слов о лечении заикания вообще. Буду обходиться без специфических терминов, хотя большинство посетителей форума давно с таковыми знакомы.

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что на вопрос «возможно ли излечиться от заикания?», я, как и прежде, уверенно отвечаю – ДА!

Знаю, что и сейчас далеко не все мои коллеги согласятся с этим утверждением. Думаю, что такой пессимизм, связан с тем, что заикание, как всякое устойчивое патологическое состояние (особенно у подростков и взрослых), пронизывает и подчиняет себе многие важные системы организма. Оно обладает свойством самосохранения и самовосстановления. Если не выдернуть все его «корни», не уничтожить все мельчайшие «веточки древа заикания», то оно может возродиться вновь. Именно этим определяется распространенное представление о заикании, как о постоянно рецидивирующем заболевании. Если же довести работу до конца и сформировать новый речевой стереотип, закалив его в многочисленных функциональных тренировках и живом общении, то возобновление заикания практически невозможно, так же, как практически невозможно возникновение заикания у взрослого человека.

Любые способы лечения заикания необходимо рассматривать как единое целое, и моя методика – не исключение. Значимы все ее элементы и все ее этапы: если опустить какой-либо, большая работа будет обречена на неудачу. Однако часто приходится наблюдать, как из методики «выхватываются» отдельные ее элементы (подчас искаженные) и (со ссылкой на нее) используются в рамках совсем другой «системы», а то и вовсе без всякой системы. С другой стороны, излагать методику в рамках форума было бы совершенно нецелесообразно хотя бы по той причине, что такое изложение носило бы крайне схематичный характер. Согласитесь, что подводных камней при лечении заикания хватит на вполне приличную книгу, эффективно использовать которую сможет только человек с соответствующей подготовкой. В настоящее время я занята подготовкой такого издания.

Конечно, интересно было бы знать, как воспринимается методика со стороны, хотя понимаю, что это будет, в лучшем случае, мнение о методике образца 1993 года, изложенной в моей книге «Как лечить заикание».

Методика, как живой организм, постоянно развивается, и за последние 10 лет значительно изменилась. И в настоящее время не знаю никого в России, кто знаком с ней, кроме, конечно, моих последних пациентов и нескольких людей в ближайшем окружении.

Я понимаю устойчивое недоверие многих заикающихся к любой методике. Понимаю, что одними словами не могу убедить их в том, что от заикания можно избавиться. Но они могут убедиться в этом своими глазами и своими ушами, в частности во время речевых экзаменов, где есть возможность свободного общения со всеми участниками.

«Технически методика отработана сейчас достаточно хорошо. Если неуклонно следовать ей, она гарантированно позволяет каждому полностью избавиться от заикания. Не нужно героических усилий, нужно только честно и последовательно, двигаясь мелкими и доступными каждому шагами, делать то, что следует. Так, в связи с чем, часть моих пациентов не достигают желаемого результата. Думаю, что у заикания остается одна возможность выжить, диктовать условия, «царствовать» - Уговорить человека остановиться… И действовать оно (заикание) может по разным сценариям. В дальнейшем, я постараюсь рассказать о некоторых из них».

«Какие у вас планы на методику в плане развития?»
«Не могли бы Вы ответить, почему не все участники до конца могут пройти методу? почему они срываются?»
« Каков процент пациентов "сходит с дистанции"? Я имею ввиду - находят объективные причины (семейные, рабочие, личные) не придерживаться правил и возвратиться в исходное состояние речи? Я понимаю, что очень многое, помимо врача и методики, зависит от хара
«В развитых странах используются общепринятые критерии оценки степени заикания и успеха лечения…».
«Почему у некоторых заик могут появляться непроизвольные движения, во время спазматических задержек. И как это можно увязать с теорией о нарушении синхронизации речевого цикла?»
« Как Вы относитесь к методике BreathMaker или на похожие методики? Я занималась у логопеда: слово-удар молоточка. Похоже ли это на Вашу методику?»
«Даётся ли в вашей методике гарантия? Если да, то Вами или человек сам только может себе что-то гарантировать?»
«Какова, на Ваш взгляд, роль мотивации? Пациент должен прежде всего сам хотеть избавиться от заикания или это чувство должен привить ему врач?»
«Как сохранить высокую мотивацию к лечению, к речевым занятиям, к совершению «подвигов» такое достаточно долгое время?»
«Я заметил, что моё заикание проявляется в зависимости от психологически-эмоциональной значимой ситуации и субъективно-психического настроя. Что вы скажете про эту "сторону медали" логоневроза?»
«У меня часто бывает, что я заикаюсь не в середине слова, а на первом слоге. Хотелось бы услышать Ваши комментарии по этому поводу».
«Как убирается логофобия?»
«Подскажите, как можно облегчить заикание, когда волнуешься? Зависит дыхание от этого или нужна психическая настройка?»
«Может ли заменить ритм метронома в наушнике движение рукой?»
«Можно вместо того, чтобы нажимать рукой на ногу просто распрямлять ладонь, а потом сжимать в кулак?»
«Для чего нужно рука?»
«Можете ли выделить в своей методике какие то упражнения или методы, без которых по вашему мнению методика не смогла бы вообще работать (как, например, в компьютере считается главным процессор)?»
Наверх