г. Москва, ул.Грекова, д.11

Речевой центр «Арлилия» специализируется на коррекции речи заикающихся взрослых и детей по методике профессора Л.З. Арутюнян

Запись на прием:
+7 (926) 220-73-73

Для учеников центра:
+7 (495) 785-91-70

youtube
vkontakte

Жить без заикания. С детства!

Главная / О методике / Публикации / Концепция занятий по выразительному движению в комплексном подходе лечения заикания по методу Л.З. Арутюнян

Концепция занятий по выразительному движению в комплексном подходе лечения заикания по методу Л.З. Арутюнян

Автор: Колодко В. Д., директор «Центра психотелесного развития «Рио Абьерто», психотерапевт и инструктор по выразительному движению в «Центре коррекции заикания «Арлилия». Москва.

Историческая справка (встреча двух методов)

Занятия по Выразительному движению я начал проводить для консультантов службы экстренной психологической помощи по телефону с целью профилактики их «эмоционального выгорания». Эти занятия позволяли освободиться от эмоциональных переживаний и «отпустить» навязчивые мысли, накапливающиеся в процессе психологической помощи. При этом движения давали телу необходимую физическую нагрузку. В основу работы был положен принцип целостного подхода к человеку. Он позволяет работать с телом, с чувствами, и с умом одновременно, не отделяя одно от другого. А выразительный танец это красивая метафора такой целостной работы.

Один из консультантов этой службы исправлял заикание по методике Арутюнян Л.З. и участвовал в моих занятиях по Выразительному движению. Таким образом, произошла встреча двух методов лечения заикания, теперь уже не побоюсь сказать, развития человека. Позже я внимательно познакомился с данной методикой исправления заикания и понял, что принцип целостного подхода к человеку для этой методики тоже является одним из основополагающих. Поэтому не случайно, что плодотворное сотрудничество продолжается уже более 10 лет. Занятия по Выразительному движению легко вписались в курс исправления заикания и гармонично его дополнили. За это время двигательные техники адаптировались к задачам улучшения речи, но каждый раз я вижу непочатый край работы и радуюсь, что столько нового еще ждет впереди.

Постановка задачи

Чтобы понять, почему и как занятия по Выразительному движению помогают наладить речевое общение, давайте посмотрим на особенности психофизического состояния заикающихся, а также отметим несколько требований данной методики исправления заикания.

Кратко перечислю эти особенности:

  • Сильный страхречевого общения, с которым заикающийся не может справиться.
  • Замкнутость и закрытость, избегание ситуаций, связанных с общением, неумение устанавливать контакт.
  • Низкая самооценка,зависимость от чужого мнения.
  • Эмоциональная подавленность, тревожность или депрессивность, чувство одиночества.
  • Телесная скованность.
  • Нарушенная осанка(сколиозы, кифозы, лордозы).
  • Слабое дыханиеи, как следствие, слабый звук, тихая речь

Некоторые требования методики исправления заикания к ученикам:

  • Наличие периода молчания и медленной речи, как следствие — трудность получения обратной связи от учеников при помощи речи в процессе обучения.
  • Функциональные тренировки, которые подразумевают активные контакты и общение с другими людьми в сложных для ученика ситуациях.
  • Длительность курса.Полный курс длится более полугода или больше и сочетает занятия в центре и большую самостоятельную работу без присутствия логопеда.

Из этих особенностей вытекают следующие задачи, которые можно решать параллельно с отработкой техники новой речи, готовя почву для более быстрого усвоения этого навыка. Эти задачи в первую очередь связаны с разными аспектами общения. Так же очевидно, что придется работать со страхом, телесной скованностью, дыханием, громкостью речи, улучшать открытость и доверие, повышать самооценку и исправлять осанку.

Если еще взять во внимание, во-первых, ограниченность речевой обратной связи в процессе обучения и, во-вторых, необходимость преодолевать сильные эмоциональные напряжения на функциональных тренировках, то становится понятно, что выразительное общение при помощи взглядов, жестов, звуков, движений и прикосновений как раз соответствует этим двум требованиям методики.

Чему мы учимся на занятиях по Выразительному движению?

Раскрепощать телов процессе общения, находясь в центре внимания в позициях говорящего или слушающего, переживая сильные эмоции, находясь в движении или в контакте с другими людьми.

Доверять людями принимать их внимание как поддержку, а не как осуждение. Оказывать поддержку и внимание другим и делать это с радостью.

Сохранять достоинство в любых ситуациях (и легких и трудных):

проявлять достоинство в речи, осанке, походке, жестах.

Принимать себя и верить в свои силы.

Умело входить в контакт разными способами, поддерживать контакт и выходить из него. Научиться использовать для этого разные свои возможности: зрительный, кинестетический и аудиальный каналы восприятия.

Эффективно взаимодействовать, не зависимо от своего физического и эмоционального состояния. Проявлять тактичность и бережность при взаимодействии.

Развивать чувствительность: чувствовать себя и других; чувствовать ситуацию и свою реакцию на нее; чувствовать зону контакта.

Конгруэнтно проявлять разные эмоции. Не бояться разных и сильных эмоциональных переживаний, при необходимости быстро успокаиваться.

Быть открытым в общении.Получать удовольствие от открытости

Отдыхать в общении. Сбрасывать лишнее эмоциональное и телесное напряжение. Набираться сил в процессе общения.

Громко звучать и получать от этого удовольствие.

Осознавать свое дыхание в движении. Научиться дышать полным дыханием: животом, грудью и ключицами.

И самое важное — научиться делать все это вместе, не отделяя одно от другого, т.е. выработать новую форму поведения в ситуациях, связанных с общением и с речевым общением, в частности.

Как мы это делаем?

Работа проходит на групповом занятии. Мы все становимся в круг, чтобы хорошо видеть друг друга. Это важно еще и для того, чтобы у всех участников, включая инструктора, была равная позиция для взаимодействий. Основной прием в работе над вниманием — это копирование движений, мимики и голоса ведущего. Сначала роль ведущего выполняет инструктор, но постепенно эту роль осваивают и ученики.

Задача инструктора создать на занятии условия, в которых ученики смогут получить новый опыт более эффективного и успешного общения, осознать этот опыт и присвоить его.

Как и вербальное общение, общение без слов имеет ту же структуру. Один активно что-то сообщает, другой внимательно воспринимает сообщение и в определенный момент они меняются ролями. В общении очень важно не потерять и не исказить получаемую информацию. Это может возникнуть из-за потери внимания. Поэтому, чтобы научиться эффективно общаться, очень важно научиться управлять своим вниманием, устойчиво удерживать его и умело использовать обратную связь.

На занятии по выразительному движению для общения вместо слов используются движения. Ученикам дается задание внимательно наблюдать за ведущим и повторять его движения. Таким образом, осваивается позиция внимательного «слушателя». Необходимость повторять движения может вызывать страх ошибки и оценки, смущение или стыд. Но так как все находятся в равных условиях, то возникает солидарность и поддержка друг друга. Эта поддержка помогает справляться с мешающими эмоциями, успокаиваться, удерживать внимание на ведущем и выполнять задание.

Когда это начинает получаться и ученик уверенно справляется с эмоциями в позиции ведомого, ему предлагается стать ведущим, т.е. начать осваивать позицию «говорящего». В этой позиции он находится в центре внимания, а для заикающихся внимание к себе часто вызывает эмоциональное напряжение и скованность, так начинается следующий этап освоения своих эмоций. «Масло» в «эмоциональный костер» подливает чувство ответственности, которое возрастает в позиции ведущего. Но предыдущий опыт копирования позволяет понять, что, чем внимательнее другие смотрят на ведущего, тем точнее они будут повторять и тем легче будет ведущему ученику выполнять свою задачу ведения. Когда ведущий ученик осознает важность такого совместного синхронного движения, он начинает делать свои движения более понятными, т.е. начинает заботиться о тех, кто его копирует, а значит, перестает их бояться! Желание позаботиться о человеке укрощает страх к нему. Возникает симпатия и понимание, что устремленные на него взгляды не оценивают, не критикуют, а пытаются понять, поддерживают или стремятся ему помочь. Такое переживание может быть новым личным опытом на пути обретения спокойствия, уверенности в себе и радости от общения.

Тем, кто долго испытывал гнетущее недоверие к окружающим людям, порожденное страхом речи, нужно много любви, доброго внимания и заботы, чтобы их души постепенно оттаяли. Мастерство и творчество инструктора, ведущего занятие по Выразительному движению, направлено на создание и развитие такой атмосферы доверия и поддержки между учениками и на то, чтобы задания были посильны для учеников, а их новый опыт общения был успешным.

Описанная работа с вниманием позволяет расслабить телесные блоки и раскрепостить движения. Во многом наша скованность связана с гиперконтролем нашего ума за нашим поведением в сложной ситуации. В описанном процессе копирования интеллект начинает решать не простую, но посильную для него задачу восприятия и воспроизведения движений. Сосредоточившись на этой задаче, он успокаивается, и тело расслабляется. После занятия многие отмечают не только раскрепощенность тела, но и отсутствие навязчивых и мешающих мыслей. Так обретается опыт расслабления тела прямо в процессе движения и взаимодействия.

Кроме работы с вниманием, важна работа с эмоциями. Процесс «укрощения» сильных отрицательных эмоций отчасти уже был описан выше при работе с вниманием. Но в дальнейшем он продолжается, ведь нужно научиться не только выдерживать сильные эмоции, но и уметь быстро изменять свое эмоциональное состояние. Освоить этот опыт помогает музыка. На занятиях звучат музыкальные композиции с разной эмоциональной окраской, и, выражая эти эмоции в движении, усиливая их до гротеска, ученики учатся не бояться сильных эмоций, а также их выражать. А быстрый переход с помощью новой мелодии, например, от ярости к нежности, или от радости к грусти и обратно, еще больше укрепляет уверенность, что эмоции не страшны и не опасны. Важно научиться выражать разные эмоции в приемлемой для окружающих форме, а не сдерживать их в себе, превращая в психосоматические заболевания и неврозы.

Чувства и чувствительность — еще одна тема для работы над собой на занятиях по выразительному движению. Как она связана с речью и общением? Во-первых, чувствительность к своему телу помогает научиться расслаблять его во время речи. Кроме того, диалог требует чувствительности к моменту смены ролей говорящего и слушающего (ведущего и ведомого). Это невозможно сделать по какому-то правилу или логически рассчитать. Определить эти моменты помогает чувство меры, чувство такта (тактичность), чувство времени. Сильные эмоции заглушают чувства. Переживая сильные эмоции и напряжения в процессе старой речи, заикающиеся имеют мало опыта использования своих чувств, особенно в общении. Получить такой опыт и развить свою чувствительность можно, исследуя свои чувства во всевозможных взаимодействиях: визуальных, тактильных и звуковых. Работа с чувствами может начинаться тогда, когда сильные эмоции выражены и в душе воцаряется покой. Это важно, потому что чувства «расцветают» и становятся хорошо осознаваемыми в спокойном состоянии.

На этих примерах можно понять, как работает принцип целостности. На занятиях осуществляется одновременная работа и с эмоциями (выражение, переключение, чувствительность), и с телом (движения, ощущения, телесные контакты), и с умом (внимание, мысли, стереотипы поведения). Кроме этого, много времени уделяется работе с осанкой и позвоночником, т.к. это основа хорошего здоровья и источник нашей активности.

И, конечно, особо нужно выделить работу с голосом и дыханием. Звучать на занятии можно, не только копируя ведущего, но и как угодно и когда угодно, проявляя в этом собственную инициативу. Но, конечно, есть и специальные звуковые взаимодействия, когда ученики общаются между собой разными звуками, наполняя это звучание разными смыслами и эмоциями. Бывают и совместные звучания, напоминающие хоровые песнопения.

В этой статье у меня нет задачи познакомить читателей со всеми техниками работы в классе Выразительного движения. Эти техники взяты из системы развития человека под названием «Рио Абьерто» (Открытая река) и адаптированы мной для работы с заикающимися. Эта система создана в Аргентине более 50 лет назад и сейчас успешно используется в 13 странах Европы и Америки в различных областях, связанных с развитием и здоровьем человека. Ее создатель Мария Адела Палькос (Аргентина) продолжает делиться своим опытом, обучая инструкторов в разных странах, в том числе и в России.

Арсенал техник и приемов, применяемых на занятиях, очень большой, и всякий раз выбор зависит от конкретной группы и от уровня готовности учеников к новому опыту. Для продвижения к цели (свободной речи) ученикам важны не сами приемы, а тот новый опыт раскрепощенного и открытого общения, который поможет им утвердить в себе эту новую свободную речь в реальной жизни.

Результаты

На диаграмме представлены данные о том, как меняется эмоциональное состояние учеников на протяжении 5 занятий по выразительному движению.

Эмоциональное состояние оценивалось по тестам ШДЭ (Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изард). Тестирование проводилось перед каждым занятием и после него. Результаты усреднялись по всей группе.

Для иллюстрации можно проследить динамику только двух эмоций: страха и стыда.

diagramm

На каждой диаграмме по пять парных столбиков соответствуют пяти занятиям. Первый столбик в каждой паре это оценка страха или стыда до занятия, а второй после занятия.

  1. Обратите внимание на то, что оценка страха и стыда после каждого занятия уменьшается в среднем более чем в 4 раза, а после второго занятия более чем в 6 раз для страха и 10 раз для стыда.
  2. Обратите внимание и на динамику изменения состояния от первого занятия к пятому.

На диаграммах видно, что, несмотря на улучшения, достигаемые на занятиях, страх и стыд опять возвращаются в интервалах между занятиями, но также видно, что эти показатели постепенно снижаются и к пятому занятию и страх и стыд уменьшаются почти в 2 раза.

Можно предположить, что страх между занятиями возвращается не мгновенно, и появляется возможность для проведения функциональных тренировок и самостоятельной работы над речью в отсутствии страха или стыда. Особенно хорошо идти на тренировки сразу после таких занятий.

Каждое занятие выстраивается в соответствии с конкретной группой, с актуальным состоянием ее участников и уровнем готовности их к новому опыту познания себя. Чтобы передать атмосферу занятий приведу несколько характерных ответов учеников на вопросы о том, как они понимают то, чем занимались на занятиях, как изменялось их состояние и чему они научились:

Чему я научился на занятии?

  • Открывать истинные эмоции, которые зажаты и скованы. Улыбаться искренне, смеяться над собой!
  • Смотреть уверенней в глаза партнеру.
  • Свободно выражать свои чувства и переживания голосом, целенаправленно от них освобождаться.
  • Чувствовать то, как другой человек "полагается" на меня и отвечать за него. Возникает чувство надежности.
  • Я понял, что внутренние зажимы тела можно убрать не только движением, но и звуком, голосом.
  • Обрела умение переключаться со своих проблем и переживаний. Сначала сложно, потом все плохое само рассеивается и чувствую, что живу не в своей «норе», а жизнь начинает пронизывать меня изнутри.
  • Научилась и борьбе за «место под солнцем», и сотрудничеству при создании чего-то нового.

Как изменилось ваше состояние после занятия?

  • Занятия по свободному движению меня просто поразили. Я, наверное, никогда в жизни так свободно и раскованно себя не чувствовала и несмотря на то, что это была физическая нагрузка, усталости после занятий не было, а наоборот ощущалась необыкновенная легкость.
  • Тело то напрягалось, то расслаблялось. Тело дышало.
  • Мысли улетали. Было ощущение пространства, широкого пространства. В конце занятия тело расслабилось. Появилась приятная усталость.

Чему я научилась в центре исправления заикания «Арлилия»?

Смотреть на все не так тяжело, как раньше. Жить так, как я считаю нужным и правильным. Делать то, что считаю правильным, уважать и ценить себя больше, чем раньше. Любить себя, осознать, что в жизни есть более важные вещи, ценить тех, кто рядом, осознать, насколько они важны для меня. Не думать, что подумают другие, что хотят — пусть думают, я живу достойно, никому не должна, и мне никто не должен.

Начала более глубоко понимать родных, ценить их значимость и осознавать, насколько много они для меня значат!!!

Я люблю жизнь!!!

Заключение

Занятия по выразительному движению устраняют лишние телесные иэмоциональные напряжения, избавляют от ложного стыда и страха, чрезмерной агрессивности и обидчивости, развивают устойчивость внимания, чувствительность и наблюдательность, осознанность дыхания и силы голоса. Это способствует формированию навыков правильной речи по методике Арутюнян Л.З.

На занятиях ученики получают опыт открытого и осознанного общения, который постепенно усложняется и обогащается. Осваиваются:

разные позиции в общении,

способы выражения эмоций через движение и звук,

установление и поддержание всех видов контакта (визуального, аудиального, тактильного, эмоционального, ментального),

способы взаимодействий (борьба, открытость, доверие, сотрудничество), что способствует формированию нового поведения в ситуациях связанных с общением. Это облегчает задачу функциональных тренировок по формированию навыка нового речевого поведения в реальных условиях.

Литература

  1. Арутюнян Л. З. Основные принципы методики устойчивой нормализации речи заикающихся — М.: Школьный логопед. 2007.
  2. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчиво нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). М.: Эребус, 1993 — 160 с. ил.
  3. Палькос М.А. Краткий обзор нашей работы. Система «Рио Абьерто»
  4. Винченцо Росси. Жизнь в движении. Система «Rio Abierto» (La Via del Movimento: El Sistema Rio Abierto). — М., Издательство «Этерна», 2009.

Наверх