г. Москва, ул.Грекова, д.11

Речевой центр «Арлилия» специализируется на коррекции речи заикающихся взрослых и детей по методике профессора Л.З. Арутюнян

Запись на прием:
+7 (926) 220-73-73

Для учеников центра:
+7 (495) 785-91-70

youtube
vkontakte

Жить без заикания. С детства!

Главная / Статьи / Рекомендации родителям ребенка с заиканием

Рекомендации родителям ребенка с заиканием

Дефекты речи чаще всего возникают у детей в период ее формирования — между 2 и 5 годами. Лечение от заикания в течение долгого времени и с использованием полного варианта методики Л.З. Арутюнян в этом возрасте не понадобится, если родители быстро заметят проблему и создадут условия для нормализации речи.

Ребенок начал заикаться: что делать?

Огромная роль в исправлении речи у заикающегося ребенка принадлежит родителям. От того, как они будут себя вести, во многом зависит, перейдет ли начавшееся заикание в стадию фиксации или, вдруг начавшись, так же быстро закончится.

Специалисты дают следующие рекомендации родителям ребенка с заиканием:

  1. Несмотря на то, что вы напуганы и взволнованы, постарайтесь при малыше соблюдать полное спокойствие.
  2. Ни в коем случае не акцентируйте внимание на дефекте, не просите его повторить то, что он сказал. Пока ребенок не понял проблему и не накопил большой стаж заикания, от него гораздо легче избавиться.
  3. Срочно обратитесь к специалистам:
    • к логопеду по программе «Скорая помощь», т.к именно в первые дни-недели заикания ( название программы говорит само за себя) от него можнобыстро и безболезненно избавиться с помощью, силами родителей при минимальной помощи логопеда,
    • к неврологу, т.к с помощью лекарств можно создать более благоприятный фон для лечения , особенно тем детям, эмоциональное состояние которых вызывает тревогу у близких (ребенок плохо спит, устраивает истерики,многого боится и т.д. ( но учтите, что сами по себе лекарства не лечат от заикания!).
  4. Если по какой-то причине вы не смогли связаться со специалистом по программе «Скорая помощь», постарайтесь погрузить ребенка в мир спокойной медленной речи, когда все окружающие разговаривают нараспев. Представьте эту ситуацию для ребенка в игровой форме, придумайте для него объяснение, почему взрослые так необычно себя ведут (например, что вы все вместе — персонажи сказки).
  5. Поскольку обеспечить такие условия вне дома проблематично, по возможности временно заберите малыша из детского учреждения.

Комфортная психологическая обстановка и искусственное снижение темпа речи вокруг ребенка помогают ему чувствовать себя более спокойно и не торопиться при разговоре. На начальном этапе заикания этого может быть достаточно, чтобы полностью исправить нарушение, а если время упущено, то наверняка снизит степень тяжести проявлений заикания.

Советы родителям: как вести себя с ребенком, который только начал заикаться

Как мы писали выше, комфортная спокойная психологическая обстановка дома — это залог успеха для ребенка, который только начал заикаться, поэтому попробуем сформулировть общие рекомендации для родителей детей на начальной стадии заиканием:

  1. Будьте терпеливы, доброжелательны, чаще хвалите ребенка
  2. Не допускайте фиксации ребенка на дефекте речи. Необходимо действовать, пока он еще не осознает, что говорит не так, как все.
  3. Наблюдайте за ребенком. В каких ситуациях он говорит без запинок, в каких — начинает заикаться. Постарайтесь оградить малыша оттравмирующих факторов, (возможно, на него негативно влияют определенные занятия, игры или даже присутствие конкретных людей из вашего окружения — быстроговорящих, нервных…).
  4. Избегайте волнующих, эмоциональных ситуаций (даже если это положительные ситуации, в которых ребенок очень бурно радуется).
  5. Помните, что ребенок подражает вашей речи. Говорите не торопясь, по слогам, протяжно, простыми фразами,
  6. Не ругайте, не критикуйте ребенка. Старайтесь организовать его день так, чтобы вам не приходилось его торопить, одергивать.
  7. Занимайтесь с ребенком успокаивающими играми: рисуйте, лепите, стройте из песка.
  8. Заикающимся детям полезны занятия музыкой, пением, танцами. Они помогают вырабатывать чувство ритма, снимают напряжение, помогают испытывать чувство покоя и радости.
  9. Из видов спорта выбирайте те, которые снимают напряжение, вызывают ритмичное дыхание (плавание, теннис), не возбуждают (командные игры, состязания)
Более подробные инструкции специалисты речевого центра «Арлилия» дают родителям своих маленьких учеников индивидуально, исходя из особенностей конкретного ребенка и конукретной семьи.

Участие родителей в лечении заикания ребенка по методике Л.З.Арутюнян (от 5 лет)

Посетив детского невролога и логопеда, родители заикающегося малыша обычно получают рекомендации: обеспечить в доме спокойную обстановку и спокойную речь, давать ребенку седативные препараты и ноотропы. И действительно такие простые меры способны помочь, если время не упущено.

Если же стаж заикания уже довольно-таки большой (много месяцев или даже лет), то «тепличная» атмосфера и прием медикаментов уже не способны вылечить логоневроз, как и занятия со специалистом только в кабинете логопеда, не подкрепленные практикой вне кабинета. Восстановление плавной речи — процесс, который невозможен без активного участия логопеда, его родных и, самое главное, самого ребенка, поэтому занятия по полному варианту методики Л.З. Арутюнян начинаются, когда такое сотрудничество с ребенком становится возможным, а именно с 5 лет.

Методика коррекции речи у заикающихся детей, по которой работает центр «Арлилия», предполагает строгое соблюдение инструкций вне стен логопедического кабинета. Каждая семья на семейном совете выбирает из своих рядов 1-2 человек, которые становятся «обученными взрослыми» — «логопедами на дому». Чтобы наиболее эффективно выполнить свою роль, они вместе с ребенком учатся на занятии отличать «правильную» речь от «неправильной» (опасной в момент лечения, даже если в ней отсутствуют запинки).

Несмотря на то, что эта работа на первый взгляд кажется очень сложной, мы с уверенностью говорим, что выполнить ее вполне реально тем, кто, пользуясь рекомендациями логопеда:

  • правильно организовал процесс лечения дома, со сверстниками, в школе (дошкольники в этот период не посещают детский сад, хотя обязательно продолжают общение с детьми под контролем обученного взрослого),
  • ведет себя ответственно,каждодневно выполняя несложные рекомндции логопеда),
  • ведет себя открыто, не скрывая от специалиста возникающие по ходу занятий возможные вопросы или проблемы,
  • учится наблюдать за ребенком, анализируя его речь и поведение в процессе лечения.

Очень важно, чтобы члены семьи были солидарны друг с другом, доверяли «обученному взрослому», которого сами выдвинули на эту роль на семейном совете, поддерживали его, ценили, помогали, по возможности брали на себя часть бытовых проблем, т.к. работа с заикающимся ребенком требует от «домашнего логопеда» дополнительных усилий.


Наверх