г. Москва, ул.Грекова, д.11

Речевой центр «Арлилия» специализируется на коррекции речи заикающихся взрослых и детей по методике профессора Л.З. Арутюнян

Запись на прием:
+7 (926) 220-73-73

Для учеников центра:
+7 (495) 785-91-70

youtube
vkontakte

Жить без заикания. С детства!

Главная / Статьи / Особенности детей с заиканием

Особенности детей с заиканием

2 — 4 года — возраст, наиболее опасный с точки зрения возможности возникновения этой речевой патологии. В это время у ребенка только формируется речь, и диагностировать у него появившееся заикание не так просто. Если малыш, разговаривая, начинает «спотыкаться», повторять слоги (причем часто не в начале, как принято считать, а в конце слова: «я хочу-чу-чу»), делать нелогичные паузы, говорить на вдохе или с прерывающимся выдохом — покажите его специалисту, хорошо знающему особенности развития детей с заиканием. Крайне важно не пропустить начало нарушения — в первой стадии оно хорошо поддается коррекции.

Физические проявления заикания у ребенка

Физические особенности детей с заиканием проявляются речевыми судорогами. Во время разговора возникает спазм мышц артикуляционного, дыхательного или голосового аппарата (губы, язык, голосовые связки и т.д.), длящийся от долей секунды до 1 — 1,5 минут. Не исключены и другие симптомы со стороны ЦНС: нервный тик, вздрагивание, нарушения моторики, скованность, дискоординация, холодный пот и т.д.

Характерное для заикания явление — двигательные уловки: ребенок прибегает к движениям, которые помогают ему скрыть запинки или облегчить речь. Когда заикающийся говорит, он может шмыгать носом, топтаться с ноги на ногу, сжимать кулаки, топать ногой, стучать, стараясь преодолеть спазм и т.д. Со временем закрепляется стойкая взаимосвязь между вспомогательным движением и речевым высказыванием: одно без другого не получается.

Особенности речевого поведения у заикающихся детей

Заподозрить у ребенка заикание на начальном этапе позволяют следующие признаки:

  • лишние звуки перед словами;
  • повторяющиеся слоги и слова;
  • паузы в середине слова;
  • заминка в начале фразы;
  • речь на вдохе;
  • речь с прерывистым выдохом.

Что делать, если ребенок начал заикаться? Как можно быстрее обратитесь к психоневрологу и логопеду. На первой стадии ребенок еще не понимает, что с его речью что-то не так. Пока у него нет фиксации на дефекте, шансы исправить заикание составляют более 90%.

Чем больше «стаж» нарушения, тем больше заметны особенности речевого развития у детей с заиканием. Ребенок понимает, что его речь не такая, как у всех, и начинает стесняться своего дефекта. Для маскировки заикания дети стараются избегать «трудных» звуков, используют речевые уловки. «Лишние» слова, звуки и фразы («э», «ну», «вот» и т.д.) становятся постоянным спутником речи заикающегося ребенка. Это — его «палочка-выручалочка», помогающая начать фразу и скрыть недостаток.

Психолого-социальные особенности детей с заиканием

С возрастом психологические особенности и проблемы детей с заиканием усугубляются: ребенок стыдится своего дефекта, старается меньше общаться, избегает публичных выступлений. Опасение, что его не поймут, формирует страх речи и неуверенность в себе.

Встречается особо болезненная фиксация на заикании — психологическая особенность детей, особенно подростков. Ребенок слишком зациклен на своей проблеме: его преследуют жгучий стыд, переживания о некрасивой речи, мнительность, ощущение неполноценности.

Особенности общения заикающихся детей

У ребенка при заикании неизбежно формируются особенности общения. Обидчивость, плаксивость, замкнутость, упрямство — нередкие спутники дефекта речи у детей. От собеседников требуются спокойствие, четкая правильная речь, доброжелательные интонации, мягкая настойчивость. Это обусловлено особенностями поведения ребенка при заикании: во время диалога он проявляет настороженность, склонен к негативной оценке жестов и мимики, а это увеличивает нервозность и частоту речевых ошибок.

Специалисты Центра коррекции речи «Арлилия» в своей работе проявляют индивидуальный подход к каждому пациенту. Методика, созданная профессором Л.З. Арутюнян, учитывает все особенности общения и психологии детей с заиканием. Занятия проводятся как в мини-группах (не более 3-х человек), так и персонально, в зависимости от потребностей ребенка.

В процессе лечения маленькие пациенты осваивают плавную речь и уверенно применяют этот навык вне стен Центра — благодаря целенаправленному развитию активного речевого поведения. По окончании курса ребенок в течение года получает квалифицированную поддержку для закрепления результатов терапии.


Наверх