г. Москва, ул.Грекова, д.11

Речевой центр «Арлилия» специализируется на коррекции речи заикающихся взрослых и детей по методике профессора Л.З. Арутюнян

Запись на прием:
+7 (926) 220-73-73

Для учеников центра:
+7 (495) 785-91-70

youtube
vkontakte

Жить без заикания. С детства!

Главная / Статьи / Профилактика заикания

Профилактика заикания

Как известно, заикание в 99% случаев возникает в период от 2 до 5-ти лет — в период формирования сложной фразы. Уровень интеллектуального развития в это время обгоняет речевые возможности ребенка. Ребенок уже многое понимает, многое знает, но не всегда может легко выразить свои мысли.

Тем не менее, в норме к 3-м годам у ребенка уже достаточно богатый словарный запас, он нередко использует в своей речи сложные фразы, но дается ему это непросто. Перед ним стоит одновременно как минимум 2 сложные задачи:

  1. подобрать нужные слова,
  2. оформить фразу грамматически.

Для этого требуется много умственных и эмоциональных сил, т.к. речевого опыта у ребенка мало (представим человека, пытающегося говорить не заученные, а самостоятельные фразы на иностранном языке, который он начал изучать недавно).

К тому же в силу возрастных особенностей эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста очень нестабильно, подвижно само по себе. Дети быстро переходят от одной эмоции к другой: смех, слезы, удивление… И такая смена настроения является нормой для 2-5-летних малышей.

Таким образом, на детях в этом возрасте во время речи лежит двойная эмоциональная нагрузка. Стоит на эту «чувствительную» чашу весов добавить какой-то неблагоприятный фактор, можно легко спровоцировать заикание. Вот почему нужно быть очень внимательными к речи малышей, ведь каждый из них находится в группе риска возникновения заикания.

Объективные факторы, влияющие на развитие заикания

Есть объективные факторы, способные неблагоприятно влиять на речь:

  • наследственная предрасположенность к заиканию,
  • излишняя ранимость,
  • тревожность (она тоже часто является наследственной)

С этими факторами мы не в силах бороться. Но мы должны знать, что по наследству передается лишь предрасположенность к заиканию, а не само заикание, поэтому такой ребенок вполне может избежать участи заикающегося при правильном поведении взрослых.

Профилактика заикания у детей, находящихся в зоне риска

Если замечены первые признаки заикания:

  • это повтор звуков или слогов в начале или конце слов или фраз,
  • сбившееся дыхание,
  • сильное возбуждение в момент речи,
  • очень быстрый темп речи.

То родителям, в чьих семьях есть заикающиеся, не стоит «гадать», заикание ли это, а стоит сразу обращаться к специалистам по программе «Скорая помощь».

Вероятность возникновения заикания в их семье столь велика, что не стоит терять время, ведь именно временной фактор является в данном случае решающим (чем раньше обратились родители, тем больше шансов на успех).

Субъективные факторы, влияющие на развитие заикания

Есть и субъективные причины возникновения заикания — те, что напрямую зависят от нас — взрослых.

  1. Желание ускорить интеллектуальное и речевое развитие (разберем случай, когда ребенок развивается «по норме»). Конечно, мы обязаны заниматься с детьми: играть с ними, читать книги, вместе наблюдать, рассматривать все вокруг, объяснять смысл предметов и явлений, но мы не должны подгонять их в этом познании, сравнивая с другими детьми.

    «Соседский ребенок уже знает «Бородино» наизусть, родители с гордостью показывают его знакомым и соседям, а мой только Агнию Барто выучил, а ведь ему уже 3 года (или 4!)» - думает амбициозная мама.

    Но нельзя подгонять малыша. Всему свое время! Ему полезнее хорошо знать несколько простых сказок (уметь их рассказывать, договаривая за взрослым, обыгрывать с куклами…), чем ежедневно «проглатывать» новую информацию. Лучше меньше да лучше — это основной принцип правильного речевого развития.

  2. Желание ускорить интеллектуальное и речевое развитие (в случаях, когда ребенок развивается с отставанием). Если мы видим, что ребенок явно отстает в плане речи , то нам тем более хочется активно заняться его развитием, чтобы он всех догнал. С одной стороны все правильно, но предложенная нагрузка должна быть дозированной и плавной. Раз развитие задержано, значит, на это есть объективные причины (мы здесь не рассматриваем педзапущенность — «синдром Маугли»).

    Ребенок с трудом усваивает речевую информацию, значит, для лучшего усвоения она должна многократно повторяться и усложняться очень постепенно.

    Представьте, что Вам нужно срочно выучить сразу 100 иностранных слов. Вы начнете путаться, сбиваться и, как следствие, нервничать. А вот если таких слов будет несколько и вас никто не будет подгонять, причем эти простые слова будут повторяться многократно в разных речевых ситуациях, то вы, сами того не заметив, спокойно и прочно их заучите. И когда вам предложат следующие несколько слов, вы их не перепутаете с предыдущими, усвоенными прочно. То же самое происходит и с ребенком, тем более с тем, кто отстает. При грамотном подходе он постепенно догонит своих сверстников, сравняется с ними, но за более продолжительное время. Если же мы начнем давать ему задания, с которыми он справиться не в состоянии, то усилим эмоциональную напряженность и спровоцируем заикание или другие проблемы (тики, энурез…).

  3. «Большой» стресс. Все понимают, что детям вредны стрессы. Под ними принято подразумевать сильное волнение из-за какой-то негативной причины (все понимают, что на детей не нужно кричать, их нельзя бить и т.п.). Но оказывается, довольно-таки сильное впечатление на ребенка в негативном смысле может оказать и стресс «со знаком плюс» (сильные позитивные переживания). Пример: родители захотели порадовать малыша и пригласили на Новый год Деда Мороза с мешком подарков. Ребенок был так рад, эмоции так «захлестывали» его, что он ….зазаикался (а, возможно, вдруг испугался Деда Мороза, хотя по замыслу родителей должен был обрадоваться).

  4. «Маленькие» стрессы. Бывает так, что ребенок живет в семье, где казалось бы явных стрессов нет, но в воздухе чувствуется напряжение («электричество»). Все сдержанны, натянуто приветливы, никто не повышает голоса…, но при этом атмосфера недоброжелательная, тяжелая. Дети всегда это чувствуют и живут в обстановке постоянного эмоционального напряжения.

    Другой случай, когда родители держат ребенка в напряжении, т.к. сами тревожатся из-за всего, преувеличивают опасности вокруг. «Сумма маленьких стрессов» по разрушительной силе ничем не отличается от одного «большого» стресса.

Главные выводы

Таким образом, для профилактики заикания у детей дошкольного возраста:

  • будьте внимательны к речи детей,
  • не будьте самонадеянны (обращайтесь к специалистам, если заметили что-то необычное),
  • не бойтесь, если что-то случилось, действуйте спокойно (страшнее запинок в речи — страх по поводу речи, который может возникать у детей из-за неправильной реакции взрослых),
  • будьте трудолюбивы, терпеливы, последовательны, если приходится бороться с заиканием.

Речь так важна в жизни человека, что стоит трудиться на ее благо.


Наверх