г. Москва, ул.Грекова, д.11

Речевой центр «Арлилия» специализируется на коррекции речи заикающихся взрослых и детей по методике профессора Л.З. Арутюнян

Запись на прием:
+7 (926) 220-73-73

Для учеников центра:
+7 (495) 785-91-70

youtube
vkontakte

Жить без заикания. С детства!

Главная / Статьи / Психология заикания

Психология заикания

По мнению большинства специалистов, проблема заикания требует всестороннего комплексного подхода, который объединяет области логопедии, психологии, неврологии и психотерапии. Работа с пациентом по преодолению речевого дефекта должна осуществляться с учетом его психологических особенностей, а также аспектов взаимодействия с окружающим миром.

Психологические особенности заикания были отмечены еще в трудах Плутарха и Авиценны, а в XIX веке мнение ученых стало практически единогласным — психическая сфера играет огромную роль в возникновении и дальнейшем развитии дефекта. Известный ученый, психиатр И.А.Сикорский утверждал, что заикающимся людям присущи следующие свойства психики:

  • чрезмерная впечатлительность;
  • робость, застенчивость;
  • яркость фантазий;
  • боязнь публичных выступлений и т.д.

А в XX веке ученые пришли к пониманию того факта, что психологические особенности заикающихся детей проявляются уже в раннем возрасте, и играют огромную роль при коррекции речевых нарушений.

О правильности комплексного подхода к лечению заикания говорят результаты теста, проведенного среди людей с дефектами речи. Около 70% опрошенных утверждают, что совершенно не заикаются, когда находятся в одиночестве (например, при чтении или размышлении вслух, разговоре с животными). Еще 25% заявили, что заикание в такой ситуации проявляется значительно меньше, и только 5% не заметили никаких различий в собственной речи на публике и наедине с собой.

Основные эмоциональные (психологические) причины заикания

На возникновение речевого дефекта могут оказать влияние следующие эмоциональные факторы:

  1. Испуг или любой другой сверхсильный раздражитель (это может быть и чрезмерная радость). Нормальное функционирование нервной системы заключается в постоянной смене взаимосвязанных процессов: возбуждения и торможения. Если же ребенок испытывает сильные эмоции, происходит перевозбуждение нервной системы, что нарушает баланс между двумя процессами. Внешне это может проявиться как заикание. При этом, чем сильнее раздражитель и чем слабее нервная система ребенка, тем выше вероятность развития дефекта речи.
  2. Перенапряжение процесса торможения центральной нервной системы. У ребенка, который вынужден длительное время скрывать свои эмоции, чувства, переживания, баланс нервной системы нарушается из-за перенапряжения процесса торможения. Результатом этого также может оказаться психологическое заикание, при лечении которого важно уделить внимание коррекции взаимоотношений ребенка с близкими людьми.
  3. Противоречивое воспитание. Ситуации, когда родители предъявляют к ребенку противоположные требования, встречаются нередко. Малыш при этом теряется, не понимает, кого слушать, какую линию поведения выбрать. А следствием такого поведения может оказаться формирование речевых нарушений.
  4. Завышенные ожидания. Проблемы могут возникнуть и у тех детей, которые вынуждены отвечать завышенным ожиданиям взрослых. Опасения не соответствовать предъявляемым требованиям вызывают сбой в нервной системе малыша и, как результат, возникновение заикания.

Важно понимать, что именно знание психологии заикания и заикающихся помогает специалистам разрабатывать надежные методики работы по исправлению речевых патологий.

В частности, в речевом центре «Арлилия» работа с клиентами осуществляется с учетом их психологических особенностей и предполагает наличие консультаций с психотерапевтом, а также занятий, способствующих повышению самооценки, социальной адаптации.


Наверх