г. Москва, ул.Грекова, д.11

Речевой центр «Арлилия» специализируется на коррекции речи заикающихся взрослых и детей по методике профессора Л.З. Арутюнян

Запись на прием:
+7 (926) 220-73-73

Для учеников центра:
+7 (495) 785-91-70

youtube
vkontakte

Жить без заикания. С детства!

Главная / Статьи / Почему дети заикаются?

Почему дети заикаются?

Заикание — это дефект речи, характеризующийся изменением ее ритма, темпа, плавности. Проявляется оно в виде спазматических пауз при разговоре, болезненной пролонгации и/или повторения отдельных звуков, а также слогов, слов. Вызваны такие нарушения судорогами, возникающими в процессе речевого акта. По форме судороги могут быть:

  • Тоническими — когда спазматическое сокращение мышц носит короткий толчкообразный или длительный спазматический характер. Тонические судороги приводят к паузам и затянутому произношению определенных звуков.
  • Клоническими, вызывающими ритмическое повторение звуков или слогов.
  • Смешанными — судороги носят как тонический, так и клонический характер.

Понять, почему люди заикаются, специалисты пытались на протяжении нескольких веков. Уже в XIX столетии сложился перечень причин, который и сегодня не утратил некоторой части своей актуальности. Причинами появления речевой патологии считались испуг, аффекты, сильный гнев, тяжелые болезни, подражание неправильной речи близких людей и т.д. Более того, в 1889 году было сделано предположение, что все вышеперечисленные факторы являются всего лишь толчками, которые могут нарушить равновесие в еще не окончательно сформированном речевом аппарате ребенка.

Почему ребенок начинает заикаться?

Наиболее опасный с точки зрения появления речевых дефектов возраст — от 2 до 5 лет. В это время артикуляционный аппарат ребенка активно развивается, а его нервная система еще не умеет справляться с сильными эмоциональными потрясениями. Именно поэтому ребенок активно реагирует на любой сильный стресс, который носит кратковременный (испуг, аффект) или долговременный (страх перед наказанием, противоречивое воспитание) характер.

Специалисты выделяют следующие факторы появления заикания:

  1. Предрасполагающие, создающие благоприятную почву для развития дефекта. В первую очередь это слабость нервной системы. Таким детям присущи раздражительность, капризность, они плохо спят, отличаются слабым аппетитом, очень привязаны к матери. Слабость нервной системы может быть обусловлена проблемами при беременности и родах, частыми болезнями малыша и т.д. Именно предрасполагающие факторы объясняют, почему один человек начинает заикаться после сильного испуга, а для другого такие ситуации не имеют никаких последствий.
  2. Производящие, служащие толчками для формирования нарушений речи.

Ребенок со слабой нервной системой не обязательно будет заикаться, но для того, чтобы патология речи возникла, достаточно даже не очень сильного раздражителя, которым может выступать:

  • испуг;
  • резкая смена обстановки;
  • страх темноты, наказания и т.д.;
  • слишком сильные эмоции, даже радостные;
  • опасение не соответствовать завышенным родительским ожиданиям и многое другое.

К сожалению, некоторые родители даже не пытаются разобраться, почему ребенок стал заикаться, рассчитывая на то, что с возрастом проявления дефекта сойдут на «нет».

Профилактика и лечение заикания

Чтобы не допустить развития нарушений речи, родители должны задумываться о будущем своего ребенка с самого рождения. Комплекс профилактических мер включает:

  • соблюдение режима дня — достаточный сон, прогулки, сбалансированное питание;
  • предупреждение простудных заболеваний;
  • дозирование информации, которую получает малыш из различных источников — телевизор, компьютер, книги.

Если же нарушения речи уже возникли, необходимо показать ребенка логопеду-заикологу. И чем раньше родители обратят внимание на проблему, тем быстрее малыш справится с появившимся заиканием!

В речевом центре «Арлилия» работа с детьми, которые еще не осознали своего дефекта, проводится по специальной программе «Скорая помощь», предполагающей ускоренное лечение заикания. В «Арлилии» работают по авторской методике Л.З.Арутюнян, адаптированной для детей логопедами А.Э. Ракитиной и Л.А. Белик.


Наверх